Итоговое заключение должно содержать подробную информацию, полученную в ходе наблюдения за выборами, и основываться на фактах и проверенных данных.
Цель итогового заключения - дать общее окончательное заключение об избирательном процессе, руководствуясь двумя критериями: национальное законодательство, регулирующее избирательный процесс, и практика его применения в ходе выборов; соблюдение государством своих международных обязательств по проведению демократических выборов, обеспечению избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса. Международные наблюдатели должны отмечать случаи, когда закон формально не нарушен, но дух международного обязательства государства не был соблюден. Поэтому при оценке выборов необходимо учитывать, насколько серьезно замеченные нарушения повлияли на фактическое волеизъявление избирателей и на общий результат выборов: плохая организация не всегда является признаком манипулирования.
Итоговое заключение должно быть лаконичным, но в то же время полным и содержать вывод, насколько состоявшиеся выборы соответствуют требованиям национального законодательства и международным избирательным стандартам. Член делегации международных наблюдателей, не согласный с подготовленным итоговым заключением, вправе в письменной форме высказать свое особое мнение, которое должно быть рассмотрено всей группой международных наблюдателей.
Кроме того, в итоговом заключении может оцениваться эффективность:
- оказания предусмотренной законодательством помощи в профессиональной подготовке организаторов выборов, иных участников избирательного процесса;
- юридического контроля за соответствием законодательству избирательных действий кандидата, политических партий (коалиций), их уполномоченных представителей и доверенных лиц;
- системы предотвращения возможных фальсификаций в ходе выборов;
- разрешения избирательных споров избирательными органами, судами и (или) иными уполномоченными на то законом органами, должностными лицами.
Итоговое заключение может содержать рекомендации по совершенствованию национального избирательного законодательства, процесса организации выборов, предложения и рекомендации по организации международного наблюдения, взаимодействию с другими международными наблюдателями (например, от Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Европейского Парламента, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы) в деле дальнейшего развития и совершенствования принципов и норм международного права, направленных на создание эффективной международно-правовой основы (стандартов) проведения демократических выборов, обеспечения избирательных прав и свобод человека и гражданина, иных участников избирательного процесса, осуществления унифицированного подхода к организации и проведению международного наблюдения за выборами.
Итоговое заключение должно содержать следующие основные разделы:
1. Введение:
- общие сведения о выборах;
- состав делегации международных наблюдателей государств - участников СНГ;
- период и продолжительность проведения международного наблюдения (например, период выдвижения кандидатов, проведения предвыборной агитации или проведения голосования);
- объекты наблюдения, включая уровни избирательных органов.
2. Законодательство о выборах:
- конституция, законы о выборах и другие нормативные правовые акты, имеющие отношение к выборам, в частности решения, принятые на референдуме;
- решения центрального, окружных и иных избирательных органов;
- решения других органов, включая решения конституционного и (или) верховного судов.
3. Избирательные органы:
- система и статус избирательных органов, членов и работников аппарата избирательных органов, иных вспомогательных органов и учреждений при избирательных органах;
- принципы и порядок формирования, досрочного прекращения полномочий избирательного органа, отдельных его членов, в том числе в ходе избирательной кампании;
- подготовка (обучение) членов избирательных органов, работников аппарата избирательного органа;
- открытость и гласность в деятельности избирательных органов.
4. Мероприятия по повышению правовой культуры избирателей, организаторов выборов и других участников избирательного процесса:
- деятельность избирательных органов по обучению (просвещению) избирателей и информированию их о выборах, по обучению организаторов выборов, в том числе членов нижестоящих избирательных органов;
- деятельность других организаций по подготовке (обучению) участников избирательного процесса.
5. Регистрация (учет) избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков: