Недействующий

Об использовании международных избирательных стандартов в законодательной практике государств СНГ и Европы (фактически утратило силу)

3.6. Форма и текст избирательных
бюллетеней, степень их защиты


Форма и текст избирательных бюллетеней оказывают определенное влияние на эффективность избирательного процесса, выбор избирателей в день голосования. Бюллетень должен быть понятным, удобным и легким для ознакомления и заполнения.

Форма и текст избирательных бюллетеней утверждаются избирательными органами за установленное в избирательном законодательстве количество дней до дня голосования.

Избирательные документы, по которым устанавливаются итоги голосования и определяются результаты выборов, могут являться документами строгой отчетности, степень защиты которых устанавливается законами. Так, для защиты от подделок на нем может ставиться печать, специфичная для каждого избирательного участка, или подпись (подписи) ответственного лица (или двух и более лиц). Бюллетень может содержать иные элементы, предусмотренные законодательством и повышающие степень его защищенности от возможной подделки (фальсификации), в частности, водяные знаки, особый цвет бумаги, маркировка и т.д. Избирательный бюллетень может состоять из двух частей - собственно избирательного бюллетеня, который выдается избирателю для голосования, и отрывного контрольного талона к нему, который остается у члена избирательного органа, выдавшего избирательный бюллетень.

Международные наблюдатели должны определить, когда, кем и где были напечатаны бюллетени, каковы их тираж и требования к порядку их изготовления (выбраковке), передачи, транспортировки и хранения, как они фактически хранились и были распределены по избирательным округам и избирательным участкам, за какое время до выборов это было сделано, имеются ли акты о передаче-приемке бюллетеней уполномоченными членами избирательных органов, осуществлялась ли передача-приемка бюллетеней в присутствии наблюдателей, представителей средств массовой информации, иных лиц, указанных в законах, решениях избирательных органов, какие при этом возникали проблемы и как они были разрешены, имелись ли жалобы и какие были по ним приняты решения. В случае пропажи, уничтожения или повреждения избирательных бюллетеней, в иных случаях неправомерного обращения с бюллетенями международному наблюдателю необходимо установить фактические причины правонарушения и принятые меры, их своевременность и адекватность, соответствие требованиям национального избирательного законодательства.

Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. Если данное положение прямо не предусмотрено в законодательстве о выборах, международный наблюдатель должен выяснить, в какой степени избиратели ознакомлены с порядком и правилами заполнения избирательных бюллетеней. В частности, имелась ли в информационных материалах о порядке голосования, размещенных на избирательном участке (непосредственно перед помещением для голосования или внутри него), информация о порядке заполнения избирательного бюллетеня.

Национальными законами в целях обеспечения избирательных прав отдельных категорий граждан и создания дополнительных гарантий для их участия в голосовании может предусматриваться, что избирательные бюллетени печатаются не только на государственном языке (государственных языках), но в необходимых случаях и на других языках, например, народов или национальных (языковых) меньшинств, этнических групп на территориях компактного их проживания.