Основная задача наблюдения на избирательном участке - установить, осуществляются ли голосование и подсчет голосов в соответствии с законами о выборах.
При прибытии на избирательный участок международный наблюдатель должен предъявить свое удостоверение об аккредитации (регистрации) председателю участкового избирательного органа. Необходимо иметь в виду, что избирательным законодательством может закрепляться такой порядок посещения международными наблюдателями помещений для голосования, в рамках которого при открытии помещений для голосования допускается присутствие только по одному международному наблюдателю от соответствующих иностранных государств, международных организаций, аккредитованных при соответствующем избирательном органе (комиссии).
Как правило, международные наблюдатели прибывают на избирательный участок до времени официального открытия помещения для голосования, чтобы наблюдать за процедурой открытия избирательного участка и начала голосования. Это позволяет осмотреть помещение и оборудование для голосования, включая стационарные и переносные избирательные урны (ящики) до того, как они будут в установленном законом порядке опечатаны (опломбированы), и убедиться, что помещение для голосования открывается в соответствии с установленным порядком.
Посещая места голосования, международные наблюдатели должны обращать внимание, не возникает ли какое-либо напряжение на избирательном участке. Иногда именно эти первые минуты играют главную роль в формировании верного впечатления о ситуации; тем не менее для более точной оценки ситуации может потребоваться больше времени, поэтому международные наблюдатели должны отводить на посещение каждого избирательного участка не менее 30 минут.
Международные наблюдатели должны убедиться в том, что все лица, ответственные за выборы, являются членами избирательного органа. Информация, касающаяся организации и хода голосования на избирательном участке, может содержать следующие сведения:
- как были выбраны (назначены) и подготовлены (обучены) для выполнения своих обязанностей члены избирательного органа, в том числе члены избирательного органа с правом совещательного голоса;
- имеются ли письменные инструкции, разъяснения, указания и т.д., в том числе вышестоящих избирательных органов, дополнительно к закону о выборах или официальным правилам;
- каким образом распределены обязанности между членами участкового избирательного органа по обеспечению выдачи бюллетеней и прохождению избирателями всех этапов процедуры голосования;
- велико ли количество избирателей, нуждающихся в какой-либо помощи в процессе получения бюллетеня, его заполнения и голосования;
- допускаются ли избиратели в избирательные кабины (места для тайного голосования) вместе (например, супруги, близкие родственники);
- могут ли голосовать инвалиды и тяжелобольные, и как обеспечивается процедура голосования, если они нуждаются в помощи;
- существуют ли признаки повторного голосования (два и более раза одним и тем же избирателем), выдачи бюллетеней и голосования за других избирателей;
- обеспечен ли участковый избирательный орган необходимым количеством избирательных бюллетеней с учетом количества избирателей, включенных в список избирателей (например, для выдачи избирателю по его просьбе нового бюллетеня взамен испорченного);
- затруднен ли доступ на избирательный участок (имеются ли указатели направления движения к помещению для голосования, удобно ли транспортное сообщение, безопасны ли подходы к помещению для голосования, имеются ли перед входом в него информационные стенды), а также в помещение для голосования;
- оборудовано ли помещение для голосования необходимым технологическим оборудованием: местами выдачи избирательных бюллетеней, кабинами или местами для тайного голосования, системой их освещения, ручками для заполнения избирательных бюллетеней, стационарными и переносными избирательными урнами (ящиками), а также техническими средствами голосования и подсчета голосов избирателей в случае, если их использование предусмотрено законодательством о выборах;
- гарантирует ли внутренняя планировка помещения для голосования соблюдение процедуры тайны волеизъявления и тайного голосования;
- расположены ли кабины или иные места для тайного голосования в поле зрения участкового избирательного органа, наблюдателей, международных наблюдателей;
- существуют ли признаки неорганизованности, например, необычно длинные очереди, отсутствие некоторых членов участкового избирательного органа в местах выдачи избирательных бюллетеней;
- как идентифицируются избиратели, точен ли список избирателей, сколько избирателей внесено в избирательный список и сколько из них проголосовало;
- существует ли протокол (реестр) заявок (обращений) для больных и престарелых избирателей, голосующих на дому при помощи переносных избирательных урн (ящиков), и не кажется ли количество внесенных в него лиц неоправданно большим;
- существует ли дополнительный избирательный список для тех, кого по каким-либо причинам не включили в основной список избирателей, каковы причины этого, сколько таких избирателей в дополнительном списке и каков порядок включения в список избирателей граждан, которые обратились в участковый избирательный орган с заявлением о включении в список избирателей;
- были ли случаи отказа избирателям в голосовании на том основании, что сведений о них не было в списке или у них не было необходимого удостоверения личности, и как были разрешены эти проблемы;
- обращались ли граждане с какими-либо жалобами, и как они были решены;
- не оказывается ли на избирателей противоправное давление или воздействие;
- не размещены ли на участке (на информационных стендах) какие-либо материалы предвыборной кампании отдельных кандидатов (политических партий) и не ведется ли на избирательном участке прямо или косвенно агитационная деятельность;
предпринимаются ли кем-либо какие-либо попытки убедить избирателей голосовать, в том числе "за" или "против" конкретных кандидатов, списков кандидатов;
- присутствуют ли на избирательном участке представители милиции (полиции), сил государственной (общественной) безопасности или государственные и (или) муниципальные чиновники;
- присутствуют ли на избирательном участке лица, не исполняющие официальных функций;
- хорошо ли подготовлены ответственные лица (члены участкового избирательного органа, национальные наблюдатели, уполномоченные представители политических партий и т.д.) на избирательных участках, насколько хорошо они знают свои обязанности, снабжены ли они текстами законов о выборах, инструкций (разъяснений) вышестоящих избирательных органов, методической литературой;