Под негосударственными органами в данном Законе понимаются коллективные субъекты управленческой деятельности, не имеющие полномочий принимать нормативные решения, обладающие обязательной юридической силой. Названные органы являются коллегиальными и формируются из представителей просветительских учреждений и организаций, а также из представителей всех иных субъектов, причастных к просветительской деятельности. Норма представительства устанавливается уставом управленческого органа.
Основные задачи негосударственных органов управления связаны с их деятельностью по разработке и реализации политики в сфере просвещения. К ним относятся:
- разработка общей концепции просветительской деятельности;
- координация деятельности учреждений и организаций, совместно осуществляющих тот или иной просветительский проект;
- подготовка рекомендаций по отбору содержания просветительской деятельности и по выбору способов его реализации;
- формирование сети просветительских учреждений.
Для выполнения поставленных задач негосударственным органам управления предоставляются следующие права на:
- участие в разработке и принятии решений, касающихся функционирования развития системы просвещения;
- участие в экспертизе программ просветительских учреждений;
- участие в решении вопросов о распределении денежных средств и иных ресурсов, выделяемых на нужды просвещения;
- представление интересов системы просвещения в органах законодательной и исполнительной власти;
- участие в разработке социальных программ, требующих участия системы просвещения.
К негосударственным органам управления относятся:
- национальный совет по просвещению;
- региональные советы по просвещению;
- президиум ассоциаций просветительских организаций;
- правление просветительской организации.
Негосударственные органы национального регионального и местного уровней имеют право на консультативное участие в разработке нормативно-правовой базы просвещения.