Развитие на территории региона транспортного коридора на направлении Москва - Кочетовка - Лиски - Лихая - Ростов-на-Дону - Новороссийск (с ответвлением Кочетовка - Саратов - Волгоград Астрахань - Самур) предусматривает:
увеличение пропускных и провозных возможностей железнодорожной магистрали;
обустройство пограничных переходов на железнодорожных станциях Успенская и Гуково.
Обеспечение внешнеторговых перевозок на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Краснодар (с ответвлениями на Новороссийск и Туапсе) предусматривает:
развитие Новороссийского и Туапсинского железнодорожных транспортных узлов и усиление подходов к ним в связи с ростом объема перевозок через порты;
электрификацию участка железной дороги Петров Вал - Волгоград - Котельниково.
Водный транспорт
Для обеспечения перевозки грузов через южные порты России предусматривается:
реконструкция и развитие перегрузочных комплексов в портах Новороссийск, Туапсе, Махачкала с увеличением пропускных способностей по наливным и сухим грузам на 45 млн.тонн;
строительство морского торгового порта Оля в Астраханской области и порта Лагань в Республике Калмыкия;
создание паромного сообщения на основе строительства железнодорожных паромных комплексов.
Автодорожная сеть
По территории региона проходят международные автодорожные коридоры, связывающие Азию с Европой, что создает перспективы для ускоренного развития торговли и туризма. Привлечение транзитных транспортных потоков на российские транспортные пути имеет важное значение для защиты национальных и экономических интересов России.
Автомагистрали "Дон" (Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону - Краснодар - Новороссийск) и "Кавказ" (Москва - Волгоград - Астрахань - Махачкала - Баку) обеспечивают 70 процентов всех транзитных автомобильных грузо- и пассажиропотоков региона (включая транспортировку экспортно-импортных грузов в южные морские и устьевые порты Азово-Черноморского бассейна).
Главной целью дальнейшего развития сети автомобильных дорог юга России являются стабилизация социально-политической ситуации и подъем экономики региона. Достижение указанной цели должно быть обеспечено путем решения следующих основных задач по совершенствованию и развитию дорожной сети:
развитие национальных автодорожных коридоров, повышение технического уровня федеральных и территориальных автомобильных дорог путем их модернизации для обеспечения высокого уровня удобства и безопасности движения транспортных средств, реконструкция наиболее загруженных участков дорог на подходах к региональным центрам, их интеграция в европейскую и азиатскую системы международных автомобильных дорог;
содействие гармоничному развитию транспортной системы региона путем обеспечения подъезда к морским портам, важнейшим транспортным узлам, терминалам и другим объектам транспортной инфраструктуры.
В первую очередь планируются строительство и реконструкция участков дорог, имеющих низкую пропускную способность, высокий уровень загрузки и наибольший индекс доходности (коэффициент эффективности инвестиций), а также стратегическое значение для региона и Российской Федерации.
Для обеспечения бесперебойных межрегиональных связей юга России с государствами Закавказья - Арменией, Грузией и Азербайджаном - предусматривается дальнейшее развитие автомобильной дороги от магистрали "Кавказ" (г.Беслан) через Нижний Ларс (Крестовый перевал), Алагир и Нижний Зарамаг (Рокский перевал) проект "Южные ворота".
В Краснодарском крае предусматриваются строительство и реконструкция участков автодорог Краснодар - Джубга - Сочи, Павловская - Краснодар, Адлер - Красная Поляна, а также строительство тоннеля через Шаумяновский перевал, связывающего столицу Адыгеи - г.Майкоп с черноморским побережьем.
Продолжится развитие автодорожного маршрута Астрахань - Махачкала по территориям Астраханской области, Республики Калмыкия и Республики Дагестан, а также строительство мостового перехода через реку Волга в г.Волгоград.
Другие федеральные дороги будут реконструированы прежде всего на наиболее нагруженных участках с ликвидацией очагов аварийности. Для оптимизации движения как транзитных, так и местных транспортных потоков планируется строительство обходов крупных населенных пунктов и городов.
Транспортные потоки будут направлены в обход крупных населенных пунктов - гг.Ростов-на-Дону, Краснодар, Нальчик, Сочи и других, что позволит разгрузить перенасыщенные городские магистрали, оздоровить экологическую обстановку. Финансирование развития опорной сети федеральных и основных территориальных автомобильных дорог, обеспечивающих межрегиональные и международные связи, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.