Осмотр педиатра
N п/п | Вид деятельности | Затрата времени на обследования 1 ребенка | Необходимые обследования | Дополнительные обследования по показаниям |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Сбор анамнеза | 1 мин | Клинический анализ крови, общий анализ мочи. Анализ кала на яйца глистов (аскаридоз, энтеробиоз, простейшие). Антропометрия, измерение АД, частоты пульса, дыхания. | Копрологический анализ кала, анализ кала на дисбактериоз. Анализ слизи из зева и носа. Анализ мочи по Ничепоренко, Аддис-Каковскому, по Зимницкому и др. |
2. | Осмотр кожных покровов и волосистой части головы | 30 сек | ||
3. | Осмотр видимых слизистых оболочек: конъюнктивы глаз, полости рта, зева | 30 сек | ||
4. | Осмотр и пальпация щитовидной железы | 30 сек | ||
5. | Пальпация периферических лимфоузлов подчелюстных, паховых, подмышечных | 30 сек | ||
6. | Исследование органов кровообращения (осмотр, перкуссия и аускультация сердца) | 2 мин | ||
7. | Исследование органов дыхания (осмотр, перкуссия и аускультация легких) | 2 мин | ||
8. | Исследование органов пищеварения (пальпация органов брюшной полости, области правого подреберья, печени, эпигастральной области, селезенки, правой и левой подвздошной областей, надлобковой области) | 2 мин | ||
9. | Осмотр половых органов - внешний осмотр | 30 сек | ||
10. | Осмотр грудных желез у девочек | 30 сек | ||
11. | Оформление первичной медицинской документации по данным осмотра | 5 мин | ||
15 мин |
Осмотр ротовой полости и зева следует проводить при помощи шпателя и с произнесением ребенком гласной "А". Обращается внимание на состояние зубов, прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид небных миндалин.
Различают 3 степени гипертрофии миндалин:
I степень - миндалины заполняют латеральную треть пространства между небными дужками и маленьким язычком (норма);
II степень - миндалины заполняют 2/3 этого пространства;
III степень - миндалины соприкасаются между собой.
При осмотре необходимо пальпировать подчелюстные, передние и задние шейные, заушные лимфоузлы. Обращается также внимание на голосовую функцию - звучность голоса. Осматриваются слуховые проходы (наличие выделений).
Исследование органов кровообращения начинают с определения частоты сердечных сокращений, наполнения пульса, ритма, напряжения. Перкуссией и пальпацией определяются границы сердца, верхушечный и сердечный толчок. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях (стоя, лежа) и функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Устанавливают характер шумов, локализацию оптимальной слышимости.
Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за 1 минуту менее 16 - хороший результат, от 16 до 20 - средний, более 20 - ниже среднего результат.
Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд: время восстановления пульса к исходному уровню менее 3 минут - хороший результат, от 3 до 4 минут - средний, более 4 минут - ниже среднего результат.
В процессе исследования органов пищеварения выясняют состояние аппетита, характер стула, наличие и характер болей в животе, связь их с приемом пищи (до или после еды) и наличием диспепсических явлений (тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги).
Осмотр начинают с полости рта: отмечают состояние слизистых, обложенность языка, десен, верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы хронической интоксикации (бледность кожных покровов, орбитальные тени).
Пальпаторно определяют состояние (напряжение) мышц живота, наличие и локализацию болевых точек (эпигастральная и пилородуоденальной областей, точка желчного пузыря в правом подреберье, левое подреберье, область сигмы).
Устанавливают размеры печени и селезенки, их консистенцию, чувствительность, симптомы раздражения желчного пузыря (Ортнера, Мюсси, Менделя), для сравнения проверяются с обеих сторон.
При оценке состояния мочевыделительной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний и ангин, бессимптомных повышений температуры, отягощенной наследственности по почечной патологии, в том числе при беременности у матери.
Уточняют жалобы на частые и болезненные мочеиспускания, задержки и недержание мочи, боли в животе и пояснице.
При осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (бледность), отеки, повышение АД, наличие вагинитов у девочек, положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи.
При осмотре девочек 5-10 классов особое внимание уделяют гинекологическому анамнезу, жалобам. Наличие отклонений или нарушений в темпах полового развития, менструальной функции, состоянии половых органов требует направления в гинекологический кабинет для детей и подростков.
Дополнительная информация
При осмотре необходимо учитывать информацию, содержащуюся в анкетном скрининг-тесте*, данные лабораторных исследований крови, мочи, кала, показатели АД. При отсутствии в бригаде гинеколога и эндокринолога оценку полового развития дает педиатр.
________________
* См. Методическое пособие "Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сода, школы" (под редакцией академика РАМН Г.Н.Сердюковской). М., 1993. Утверждено Минздравом РФ в 1992 году.
При осмотре обращают внимание на внешний вид, телосложение, конституцию, питание, выражение лица, состояние кожных покровов и слизистых оболочек.
При изучении состояния кожи обращается внимание на наличие в анамнезе экссудативного диатеза, кожных реакций на прививки и лекарство, нарушений пигментного обмена, а также на наследственную отягощенность по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям.