СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 февраля 1990 года N 42
О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР
(с изменениями на 13 апреля 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 16 марта 1996 года N 288
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 года N 838;
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326.
____________________________________________________________________
Совет Министров PCФСP отмечает, что Министерство социального обеспечения РСФСР, другие министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик и исполкомы местных Советов народных депутатов, руководствуясь решениями Партии и Правительства, проводят работу по улучшению социального обслуживания и материального положения инвалидов. Во всех территориях разработаны и реализуются комплексные программы "Забота", действуют около двух тысяч отделений социальной помощи на дому, создаются территориальные центры социального обслуживания пенсионеров. Предприятия и организации бытового обслуживания населения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, учреждения здравоохранения и социального обеспечения совместно с комитетами Общества Красного Креста РСФСР расширили оказание нетрудоспособным гражданам услуг по месту жительства. Почти вдвое, по сравнению с одиннадцатой пятилеткой, возрос объем ввода в эксплуатацию домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Повышены денежные и натуральные нормы на питание, медикаменты и приобретение мягкого инвентаря в этих учреждениях. В 1988 году более 30 тысячам инвалидов войны и семей погибших военнослужащих улучшены жилищные условия, 116 тысячам - установлены телефоны.
Министерство социального обеспечения РСФСР стало активнее привлекать к сотрудничеству заинтересованные министерства, ведомства и другие организации. Совместно с Министерством общего машиностроения СССР разработаны и осуществляются мероприятия по коренному улучшению протезно-ортопедической помощи населению, и прежде всего инвалидам. С участием Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Министерства местной промышленности РСФСР решаются вопросы по наращиванию выпуска для них разнообразных видов колясок и средств малой механизации. С Госстроем РСФСР проводится работа по расширению проектирования жилых домов с комплексом служб социально-бытового назначения. Широкую поддержку общественности получила благотворительная "Акция милосердия".
Вместе с тем многие советские и хозяйственные органы не выполняют в полном объеме постановление Совета Министров РСФСР от 30 марта 1987 года N 113 "О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания престарелых и инвалидов". В результате для многих инвалидов продолжают оставаться острыми проблемы трудоустройства, медицинской и социально-трудовой реабилитации, получения образования и специальности, создания надлежащих жилищных и бытовых условий. Нередко инвалиды, крайне нуждающиеся в помощи, сталкиваются с равнодушием, грубостью, формально-бюрократическим отношением со стороны органов социального обеспечения, руководителей советских и хозяйственных органов. Подобные факты систематически отмечаются печатью, радио, телевидением.
Около 17 тысяч инвалидов и одиноких нетрудоспособных граждан ожидают очереди на получение места в домах-интернатах. Однако строительство этих учреждений осуществляется неудовлетворительно. За 1986-1988 годы введено в эксплуатацию 15,3 тыс.мест, или 30% задания двенадцатой пятилетки. Сорвано выполнение плана строительства домов-интернатов в 1989 году в Карельской АССР, Чувашской АССР, Краснодарском, Хабаровском краях, Горьковской, Костромской, Оренбургской областях и в ряде других территорий.
Предназначенные для строительства домов-интернатов средства используются на другие цели. В 1989 году такие факты имели место в 46 территориях.
Во многих домах-интернатах для престарелых и инвалидов отсутствуют средства малой механизации, не хватает мебели, медицинского и технологического оборудования, одежды и обуви нужных размеров. Плохо организовано снабжение продуктами. Подсобные хозяйства при домах-интернатах в последние годы не получили заметного развития. В ряде территорий не произошло существенного улучшения в медицинском обслуживании инвалидов и престарелых. Более 20% врачебных должностей в домах-интернатах продолжают оставаться вакантными.
Требует дальнейшего развития сеть территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и отделений социальной помощи на дому. Более 100 тысяч одиноких нетрудоспособных граждан не охвачены социальным обслуживанием.
Некоторые Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов, руководители предприятий и организаций не уделяют должного внимания улучшению жилищно-бытовых условий инвалидам войны, семьям погибших военнослужащих. В настоящее время в очереди на получение жилплощади стоят 98 тысяч семей, установку телефонов - 582 тысячи.
Не на должном уровне, особенно в сельской местности, находится медицинское обслуживание инвалидов. Ежегодные комплексные осмотры проводятся не в полном объеме, нередко формально. Медленно расширяется сеть отделений и госпиталей для инвалидов войны.
По-прежнему остается неудовлетворительным качество протезно-ортопедической помощи инвалидам. Материально-техническая база этой отрасли находится в запущенном состоянии. Предприятиям крайне недостаточно выделяются современное технологическое оборудование, высококачественные материалы и сырье. Плохо ведется строительство новых и реконструкция действующих предприятий. Не получают должного внедрения научно-исследовательские и конструкторско-технологические разработки. Существующий хозяйственный механизм не стимулирует трудовые коллективы на улучшение обслуживания инвалидов. Отсутствует четкая организация выявления лиц, нуждающихся в протезировании, преемственность в работе лечебно-профилактических учреждений и протезно-ортопедических предприятий.
В связи с переходом отраслей на новые методы хозяйствования предприятия стали плохо использовать труд инвалидов, ограничивать прием их на работу. Не уделяется должного взимания организации специализированных предприятий, цехов и участков для использования труда пенсионеров и инвалидов.
Эти и другие недостатки имеют место в Башкирской АССР, Мордовской АССР, Татарской AСCP, Краснодарском, Красноярском, Ставропольском краях, Волгоградской, Вологодской, Кемеровской, Новосибирской, Орловской, Пермской, Свердловской областях и некоторых других территориях.
Предприятиями Министерства бытового обслуживания населения РСФСР, Министерства местной промышленности РСФСР, Министерства легкой промышленности РСФСР медленно внедряются надомные виды труда. Не получают необходимого развития применение труда инвалидов с неполным рабочим временем и в кооперативах, а также индивидуальная трудовая деятельность.
Некоторые Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов, министерства и ведомства РСФСР не всегда оказывают надлежащую помощь и поддержку местным организациям Всероссийского общества инвалидов, Советам ветеранов войны и труда в их деятельности по широкому вовлечению инвалидов, ветеранов войны и труда в общественную работу, приобщению к посильному труду, более активному решению их социальных и бытовых вопросов, не содействуют, а в ряде случаев препятствуют передаче подведомственных предприятий Всероссийскому обществу инвалидов.
Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Обязать Министерство социального обеспечения РСФСР, другие министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных pecпублик, исполкомы местных Советов народных депутатов, руководствуясь решениями Партии и Правительства, установками Съезда народных депутатов СССР о том, что забота об инвалидах является важной социально-политической задачей, принять меры по значительному улучшению социального обслуживания инвалидов, искоренению случаев равнодушного, формально-бюрократического отношения к их обоснованным запросам.
Совместно с творческими союзами и общественными организациями шире проводить благотворительные мероприятия, направлять полученные средства на нужды инвалидов и малообеспеченных граждан.
2. Министерству социального обеспечения РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов:
с участием Всероссийского общества инвалидов, заинтересованных министерств и ведомств РСФСР разработать и утвердить территориальные программы "Забота об инвалидах и одиноких нетрудоспособных гражданах" на1991-1995 годы;
расширить в 1990 году сеть отделений социальной помощи на дому и территориальных центров социального обслуживания пенсионеров, с тем чтобы обеспечить всех одиноких нетрудоспособных граждан необходимым уходом.
Министерству здравоохранения РСФСР, Министерству торговли РСФСР, Министерству бытового обслуживания населения РСФСР, Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Министерству топливной промышленности РСФСР, Министерству местной промышленности РСФСР, Роспотребсоюзу повысить уровень и качество медицинского обслуживания и оказываемых социально-бытовых услуг одиноким нетрудоспособным гражданам. Особое внимание уделить организации снабжения их продуктами питания, медикаментами, товарами повседневного спроса, а также ремонту жилья и обеспечению топливом.
абзац утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326. - См. предыдущую редакцию;
добиться улучшения условий проживания инвалидов и ветеранов в домах-интернатах, завершить их благоустройство, обеспечить снабжение продуктами питания в установленном ассортименте, одеждой, обувью, мягким инвентарем, мебелью, медицинским и технологическим оборудованием.
Министерству социального обеспечения РСФСР и Министерству здравоохранения РСФСР укомплектовать в 1990-1991 годах должности врачей и среднего медицинского персонала в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
3. Обратить внимание Совета Министров Башкирской АССР, Совета Министров Татарской АССР, Краснодарского и Красноярского крайисполкомов, Вологодского, Кемеровского, Новосибирского, Пермского и Свердловского облисполкомов на недопустимость отвлечения средств, предназначенных для строительства домов-интернатов, на другие цели и предупредить о персональной ответственности за выполнение заданий по вводу их в эксплуатацию лично председателей Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов.
Министерству социального обеспечения РСФСР, Министерству строительства в северных и западных районах РСФСР, Министерству строительства в восточных районах РСФСР, Министерству строительства в южных районах РСФСР, Министерству строительства в районах Урала и Западной Сибири РСФСР, Госагропрому РСФСР, Госагропрому Нечерноземной зоны РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Ленинградскому горисполкому принять дополнительные меры, обеспечивающие безусловное выполнение установленных на 1990 год и на двенадцатую пятилетку заданий по строительству домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Отчет о выполнении заданий на 1986-1990 годы представить Совету Министров РСФСР до 1 марта 1991 года.
4. Рекомендовать колхозам с учетом положительного опыта, имеющегося в Воронежской, Калужской областях и Краснодарском крае, расширить практику строительства и организации домов-интернатов небольшой вместимости для ветеранов сельскохозяйственного производства.
5. Министерству социального обеспечения РСФСР, Совету Министров Мордовской АССР, Совету Министров Чувашской АССР, Ставропольскому крайисполкому, Волгоградскому, Калужскому, Куйбышевскому и Орловскому облисполкомам принять меды по восполнению в 1990-1992 годах допущенного отставания в выполнении заданий по строительству, расширению и реконструкции протезно-ортопедических предприятий.
6. Министерству социального обеспечения РСФСР организовать в 1990-1995 годах во всех протезно-ортопедических предприятиях стационары медицинских отделов.
7. Госстрою РСФСР, Советам Министров автономных республик, исполкомам местных Советов народных депутатов обеспечивать при проектировании, строительстве и реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, транспортных и пешеходных коммуникаций в городах и других населенных пунктах создание необходимых приспособлений для слепых и инвалидов, пользующихся специальными колясками, и внести в Госстрой СССР предложения об изменении действующих строительных норм и правил для решения этих вопросов.
8. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам при распределении рыночных фондов на легковые автомобили предусматривать начиная с 1990 года выделение не менее 10% автомобилей всех марок для продажи инвалидам.
9. Министерству народного образования РСФСР, Министерству высшего и среднего специального образования РСФСР, Министерству социального обеспечения РСФСР, Министерству здравоохранения РСФСР с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций решить в установленном порядке вопросы:
об ограничении противопоказаний для обучения детей в общеобразовательных школах по состоянию здоровья;
о расширении перечня специальностей и профессий, по которым возможно обучение инвалидов в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях;
о предоставлении инвалидам преимущественного права поступления в высшие учебные заведения;
о распространении системы гарантированного государственного распределения на выпускников, оканчивающих средние специальные учебные заведения и профессионально-технические училища для инвалидов.
10. Увеличить на 1990 год Всероссийскому обществу инвалидов:
лимит численности платных работников органов управления на 6644 единицы (без персонала по охране и обслуживанию зданий);
фонд заработной платы рабочих и служащих на 12 млн.рублей за счет резерва Совета Министров РСФСР.
Выделить в 1990 году Всероссийскому обществу инвалидов 9 млн.рублей для финансирования центрального и местных правлений за счет суммы превышения доходов над расходами по республиканскому бюджету РСФСР, образовавшейся на конец 1989 года.
Принять предложение Всероссийского общества инвалидов о том, что с 1992 года оно будет финансироваться за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций Общества, и других средств в соответствии с его Уставом.
11. Обязать Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов народных депутатов оказывать всемерную поддержку и помощь местным организациям Всероссийского общества инвалидов в улучшении условий их работы: выделении помещений, мебели, канцелярских принадлежностей, установке служебных телефонов и в решении других вопросов.
12. Министерству бытового обслуживания населения РСФСР, Министерству легкой промышленности РСФСР, Министерству местной промышленности РСФСР, другим министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам с участием Всероссийского общества инвалидов и Министерства социального обеспечения РСФСР в 3-месячный срок определить подведомственные предприятия (объединения) и с учетом мнения трудовых коллективов передать их Обществу.
Передачу предприятий (объединений) Всероссийскому обществу инвалидов осуществлять в 1990-1991 годах, в порядке исключения, безвозмездно.
13. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 года N 838. - См. предыдущую редакцию.
14. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам:
создавать на подведомственных предприятиях и в организациях рабочие места и необходимые условия для трудоустройства инвалидов в пределах не менее двух процентов от общей численности работающих. Обеспечивать соблюдение указанного размера брони рабочих мест для инвалидов при сокращении численности или штата работников;
содействовать организации на предприятиях, а также в кооперативах специализированных цехов, участков и отделений, предназначенных для использования трудя инвалидов;
принять дополнительные меры по развитию надомных видов труда, обеспечивая при этом предоставление для работы помещении по месту жительства инвалидов, сырья, материалов и вывоз готовой продукции.
15. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 года N 838. - См. предыдущую редакцию.
16. Государственному комитету РСФСР по труду и социальным вопросам, Министерству финансов РСФСР, Министерству юстиции РСФСР совместно с Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих в месячный срок рассмотреть и представить в Совет Министров РСФСР предложения по вопросам освобождения предприятий и организаций от платы за трудовые ресурсы, касающейся работающих инвалидов, а также установления ответственности предприятий и организаций за необоснованный отказ в приеме на работу инвалидов, направляемых в порядке трудоустройства в пределах установленной для них брони рабочих мест.
17. Министерству народного образования РСФСР, Министерству бытового обслуживания населения РСФСР, Министерству местной промышленности РСФСР, Министерству легкой промышленности РСФСР, Министерству текстильной промышленности РСФСР, другим министерствам и ведомствам РСФСР, Всероссийскому обществу инвалидов обеспечивать обучение и переобучение инвалидов новым профессиям в соответствии с рекомендациями врачебно-трудовых экспертных комиссий.
18. Госснабу РСФСР, Госплану РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам предусматривать приоритетное выделение предприятиям и организациям Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых необходимых материально-технических ресурсов и оборудования.
Министерствам и ведомствам РСФСР оказывать помощь Всероссийскому обществу инвалидов в оснащении оборудованием создаваемых Обществом предприятий.
(Пункт утратил силу в части выделения материально-технических ресурсов - постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326).
19. Пункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 1992 года N 838. - См. предыдущую редакцию.
20. Государственному комитету РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Московскому горисполкому с участием Госплана РСФСР рассмотреть предложение Всероссийского общества инвалидов об открытии с 1991 года в г.Москве периодического издания Общества.
21. Министерству социального обеспечения PCФCP осуществить в 1991-1995 годах проектирование и строительство гостиницы для инвалидов в г.Москве.
Московскому горисполкому обеспечить отвод земельного участка для указанного объекта.
22. Министерству социального обеспечения РСФСР и Государственному комитету РСФСР по статистике рассмотреть совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами вопрос о совершенствовании статистической отчетности, характеризующей нуждаемость инвалидов в социальной помощи, реабилитации и трудоустройстве.
23. Министерству социального обеспечения РСФСР, Министерству юстиции РСФСР с участием заинтересованных министерств и ведомств, Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых подготовить и внести в 2-месячный срок в Совет Министров РСФСР предложения по совершенствованию законодательства о социальной защищенности инвалидов.
24. Контроль за выполнением решений Правительства по улучшению социального обслуживания инвалидов возложить на Заместителя Председателя Совета Министров РСФСР т.Трубилина Н.Т.
Председатель
Совета Министров РСФСР
А.Власов
Управляющий Делами
Совета Министров РСФСР
И.Зарубин
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "Кодекс"