Приложение 2
к приказу Минобразования России
и Госкомвуза России
от 14.12.95 N 622/1646
ТРЕБОВАНИЯ
к квалификации педагогических работников учреждений
образования при присвоении им квалификационных
категорий
1. Настоящие Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий подготовлены в соответствии с Типовым положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 N 256, зарегистрированным в Минюсте России 15 июля 1993 года, регистрационный N 304.
2. Педагогические работники, претендующие на вторую, первую или высшую квалификационные категории, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года - для II квалификационной категории; не менее 2 лет - для I квалификационной категории и не менее 3 лет - для высшей квалификационной категории.
Работники, не имеющие указанного уровня образования или стажа работы, могут претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации (пункт 3.2 Типового положения).
3. Под квалификационной категорией в настоящих требованиях понимается - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
3.1. II квалификационная категория
Работник, претендующий на присвоение II квалификационной категории, должен удовлетворять всем требованиям разделов "Должностные обязанности" и "Должен знать" ТКХ, кроме того, по уровням:
квалификации
имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области:
- основ теории педагогики, психологии, валеологии и возрастной физиологии;
- содержания базового компонента преподаваемого предмета;
- методик обучения и воспитания;
профессионализма
владеет и применяет в практической деятельности:
- широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса;
- элементарные методы и средства педагогической диагностики;
- основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников);
- основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников).
Создает комфортный микроклимат в образовательном процессе.
продуктивности
практика работы педагога способствует сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог;
уровень подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников дошкольных образовательных учреждений) соответствует требованиям Федеральных компонентов Государственного образовательного стандарта (требований) и является высоким в данном образовательном учреждении.
3.2. I квалификационная категория
Работник должен отвечать требованиям II квалификационной категории, кроме того по уровням:
квалификации
имеет знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики.
В совершенстве владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам. Уровень теоретических знаний позволяет педагогу вести преподавание на различных уровнях.
профессионализма
владеет и применяет в практической деятельности: