Недействующий

Об утверждении Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, Требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий... (отменен приказом Минобразования России от 28.09.2000 N 2797)

Приложение 3
к приказу Минобразования России
и Госкомвуза России
от 14.12.95 N 622/1646

ТРЕБОВАНИЯ
к квалификации руководящих работников
учреждений образования при присвоении им
квалификационных категорий

1. Критерии квалификационных категорий директоров (начальников, заведующих) учреждениями образования (филиалами), их заместителей, руководителей структурных подразделений и старших мастеров (далее по тексту руководителей) имеют особенности, связанные со спецификой их профессиональной деятельности, и включают требования к:

- уровню профессиональной управленческой подготовки;

- результатам работы возглавляемого учреждения (структурного подразделения);

- созданию и использованию руководителем условий (организационных, кадровых, мотивационных, научно-методических, материально-технических, нормативно-правовых, финансовых) для эффективного функционирования и развития учреждения образования (структурного подразделения).

При аттестации руководителей образовательных учреждений учитываются результаты аттестации и аккредитации этих учреждений.

2. Для оценки уровня квалификации руководителей предусмотрены первая и высшая квалификационные категории, которые устанавливаются по результатам аттестации. Оценка квалификации производится в баллах по показателям:

+------------------------------------------------------------------+
¦ N ¦Показатели для оценки уровня знаний, умений   ¦бал-¦коэф-¦оц- ¦
¦п/п¦и результатов управленческой деятельности     ¦лы  ¦фици-¦енки¦
¦   ¦                                              ¦    ¦енты ¦    ¦
+------------------------------------------------------------------+

1.   КВАЛИФИКАЦИЯ

Руководитель знает:

     - стратегию развития образования  в  России  и
       принципы образовательной политики;                  1

     - цели,  содержание,  формы, методы обучения и
       воспитания, современные концепции и техноло-
       гии;                                                1

     - типы образовательных учреждений,  их место и
       роль  в  системе  непрерывного  образования,
       требования к результатам их деятельности            1

     - основы экономики образования;                       1

     - нормативно-правовые основы  функционирования
       и развития системы образования                      1

     - теоретические основы управления, ведущие уп-
       равленческие школы и концепции,  особенности
       управления в сфере образования;                     1

     - принципы анализа и построения  образователь-
       ных систем и методы планирования их деятель-
       ности;                                              1

     - системы и методы материального и  морального
       стимулирования работников;                          1

     - стили эффективного руководства коллективом;         1

     - современные методы контроля образовательной,
       финансово-хозяйственной деятельности  и  де-
       лопроизводства в учреждении;                        1

     - требования  к ведению делопроизводства в об-
       разовательном учреждении;                           1

2.   ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Руководитель умеет:

     - анализировать деятельность  образовательного
       учреждения, выявлять наиболее значимые проб-
       лемы и находить эффективные пути их решения;        2

     - разрабатывать нормативно-организационную до-
       кументацию образовательного  учреждения (до-
       говоры, уставы, правила, положения, должнос-
       тные инструкции);                                   2

     - разрабатывать  программы  развития образова-
       тельного учреждения;                                2

     - строить организационную структуру управления
       образовательным учреждением;                        2

     - планировать  и  организовывать контроль дея-
       тельности учреждения;                               2

     - мотивировать  исполнителей на достижение вы-
       соких результатов в трудовой деятельности  и
       повышении квалификации;                             2

     - предупреждать и разрешать конфликты  в  кол-
       лективе;                                            2

     - организовывать освоение новаций;                    2

     - проводить деловые совещания, беседы, органи-
       зовывать групповую работу.                          2

3.   ПРОДУКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1. Образовательного учреждения:

     - сохранение контингента обучающихся;                 3

     - освоение обучающимися образовательных  стан-
       дартов;                                             3

     - результаты инновационной образовательной де-
       ятельности;                                         3

3.2. Руководителя:

     - состояние нормативно-правовой базы для функ-
       ционирования и развития образовательного уч-
       реждения;                                           3

     - программа развития учреждения;                      3

     - состояние учебно-материальной  (материально-
       технической) базы  учреждения (наличие,  ис-
       пользование, развитие);                             3

     - количественные и качественные характеристики
       движения кадрового состава;                         3

     - социально-психологический климат в руководи-
       мом коллективе;                                     3

     - качество и  уровень  санитарно-гигиенических
       условий;

- состояние делопроизводства.


Примечания

1. Для определения количества баллов по каждому показателю рекомендуется следующая шкала:

0 баллов - знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;

1 балл - наличие знаний, умений или результатов деятельности;

2 балла - высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.

2. Для каждой группы показателей установлены коэффициенты:

     1 группа (профессиональные знания)         - коэффициент 1;

     2 группа (профессиональные умения)         - коэффициент 2;

     3 группа (результаты деятельности)         - коэффициент 3.

3. Суммарная оценка определяется следующим образом:

- оценивается каждый показатель уровня квалификации руководителя в баллах (баллы проставляются в первой графе - баллы);

- оценка в баллах умножается на коэффициент для данной группы показателей и фиксируется в третьей графе;