Принят
постановлением
Межпарламентской Ассамблеей
государств-участников СНГ от 13.05.1995
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ
Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств,
основываясь на Уставе Содружества,
принимая во внимание необходимость формирования единой согласованной политики в сфере производства и распространения информации,
учитывая общественные потребности в обмене достижениями науки, культуры, литературы и искусства, результатами прикладных разработок, технологической и технической документации,
сознавая важность задачи комплектования и функционирования национальных библиотечно-информационных фондов,
понимая актуальность сохранения и развития давних многосторонних связей и взаимоотношений между народами государств - участников Содружества,
уважая естественное стремление народов к самопознанию и знакомству с образом жизни соседних культурно-исторических общностей,
признавая право граждан на объективную и всестороннюю информацию в качестве неотъемлемого права человека,
учитывая роль и место документов в жизни современного общества и важность документного обеспечения в выполнении перечисленных задач,
желая обеспечить единое понимание правового регулирования деятельности национальных информационных фондов и их учреждений в части производства и оборота документов и определить границы интерпретации основных понятий и формулировок, приняла настоящий рекомендательный акт в качестве совокупности основных принципов государственного регулирования, единообразно понимаемых и разделяемых всеми государствами Содружества.
Нижеследующие понятия используются в контексте рекомендательного акта с заданным значением и не предусматривают иного истолкования как в рамках данного акта, так и в нормативных текстах, подлежащих разработке в развитие данного акта.
Документ - материальный объект, содержащий зафиксированную информацию в виде текста, звукозаписи или записи изображения, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях хранения и использования.
Экземпляр - произвольно взятый образец из тиражированной совокупности, сохраняющий все признаки аутентичности оригиналу и идентичности любому иному произвольно взятому образцу из данной совокупности.
Обязательный экземпляр - экземпляр, подлежащий передаче производителем в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, определяемом законодательством об обязательном экземпляре.
Система обязательного экземпляра - совокупность видов обязательных экземпляров и совокупность мероприятий, обеспечивающих установленный порядок их собирания, распространения и использования. Структурированность системы и ее качественные характеристики (полнота, степень возмездности, иерархичность и количественные показатели) определяются национальным законодательством применительно к общественным потребностям и межгосударственным обязательствам.
Производитель документа - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, производящее, публикующее и распространяющее различные виды документов с признаками обязательного экземпляра.
Получатель документа - юридическое лицо, наделенное действующим законодательством правом получения, хранения и использования документов с признаками обязательного экземпляра.
Пользователь документа - юридическое и (или) физическое лицо, использующее документ с признаками обязательного экземпляра на основании предоставленных действующим законодательством прав в общественных или частных целях.
Фонд документов - собрание всех видов документов с признаками обязательного экземпляра, комплектуемое на основе системы обязательного экземпляра и предназначенное для постоянного хранения и общественного использования. Структурированность фонда, его распределенность и состав определяются национальным законодательством применительно к общественным потребностям и межгосударственным обязательствам.
Национальное законодательство государств - участников СНГ об обязательном экземпляре включает обобщающие законодательные акты, разработанные и принятые с учетом принципов, изложенных в настоящем рекомендательном акте, конкретизирующие нормативные акты, правовые акты, регламентирующие отдельные аспекты, обусловленные специфическими условиями отдельных государств, правовые акты местного (регионального) действия. Общая направленность в развитии национального законодательства не может существенно ограничивать принципы, зафиксированные в настоящем рекомендательном акте.
Национальное законодательство в области обязательного экземпляра дополняется межгосударственными и межправительственными двусторонними или многосторонними соглашениями, развивающими или конкретизирующими нормы национальных законов. Международные договоры и соглашения, а также многосторонние конвенции об обязательном экземпляре приобретают в государствах - участниках СНГ правовую действенность в соответствии с ратификационными процедурами, определяемыми национальным законодательством.
Национальное законодательство об обязательном экземпляре распространяется на все юридические лица, участвующие в создании и распространении документов с признаками обязательного экземпляра, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности, места регистрации и характера деятельности, а также на учреждения, являющиеся получателями документов с признаками обязательного экземпляра, и на всех пользователей документов.
Национальное законодательство об обязательном экземпляре не распространяется на совокупность документов, не подвергавшихся тиражированию и удовлетворяющих признакам архивных документов.
Государства - участники СНГ содействуют развитию системы обязательного экземпляра как совокупности мероприятий, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение общественных потребностей в документной информации, регулируют состав обязательного экземпляра, осуществляют обмен обязательным экземпляром документов через национальные библиотеки государств Содружества, контролируют выполнение обязательств и соблюдение прав производителей, получателей и пользователей документов, устанавливают режим благоприятствования для внутреннего и внешнего распространения документов с признаками обязательного экземпляра, содействуют развитию международного сотрудничества и обеспечивают защиту обязательного экземпляра.
Целями формирования системы обязательного экземпляра являются:
- комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда как части мирового культурного наследия;
- осуществление государственного библиографического учета;
- информирование общества о документах всех видов посредством подготовки и выпуска библиографической, статистической, сигнальной и реферативной информации;
- организация постоянного хранения документов национального библиотечно-информационного фонда, информационно-библиографического и библиотечного обслуживания пользователей;
- комплектование местных (региональных) и предметно-тематических библиотечно-информационных фондов и организация работ по хранению информации и обслуживанию пользователей;
- выполнение межгосударственных обязательств в области обмена информацией, производящейся на территории соответствующего государства.
В состав обязательного экземпляра входят следующие виды документов:
- издания (текстовые, нотные, картографические, изобразительные), т.е. продукция, прошедшая редакционно-издательскую подготовку, тиражирование, полиграфически самостоятельно оформленная и имеющая выходные сведения, достаточные для осуществления библиографического учета в соответствии с национальными и международными стандартами;
- аудиовизуальная продукция, т.е. кино-, видео-, фото- и фонодокументы как на традиционных, так и на новых носителях;
- электронные формы документов, т.е. продукция без видимого воплощения, допускающая перевод в текстовые или аудиовизуальные формы и предназначенная для общественного пользования (включая программное обеспечение и базы данных).
Национальное законодательство может включать также в состав обязательного экземпляра специальные виды документов, в том числе и не подпадающие под действие законодательства об авторском праве и смежных правах:
- официальные документы, т.е. произведения печати, аудио- и видеопродукцию, электронные формы, исходящие от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти и включающие законодательную, нормативную, директивную или осведомительную информацию;
- информационную продукцию узко ориентированного назначения, как-то: "говорящие книги", издания рельефно-точечного шрифта по системе Брайля, сурдоиздания, передающие информацию тактильными средствами небрайлевского принципа, и т.п.
Неопубликованные, но рассчитанные на общественное использование документы (результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, в том числе техническая документация) могут включаться в состав обязательного экземпляра национальным законодательством с учетом общественных потребностей и межгосударственных обязательств.
Национальное законодательство и местная (региональная) нормативная база могут расширять состав обязательного экземпляра применительно к своей компетенции и местным потребностям.
Государства - участники СНГ разрабатывают комплекс мероприятий по предоставлению льгот организациям и учреждениям, осуществляющим действия по формированию национальных библиотечно-информационных фондов и выполнению задач, сопровождающих функционирование таких фондов документов. Предоставляемые льготы и гарантии могут относиться к сфере налогообложения, транспортных и почтовых тарифов, признания преимущественных прав, предоставления специальных прав и гарантий в рамках национального законодательства и межгосударственных обязательств.
Совокупность обязательных экземпляров документов признается в качестве национального культурного достояния, составляющего неотъемлемую часть мирового культурного наследия, и подлежит действию национального законодательства и международных правовых актов об охране памятников культуры.
Порядок взаимообмена обязательными экземплярами документов, производимых в странах Содружества, количественные уровни резервируемых для нужд участников Содружества обязательных экземпляров, степень безвозмездности и размеры компенсаций определяются двусторонними и многосторонними договорами и соглашениями.
До полного урегулирования проблемы и воссоздания единого информационно-библиотечного пространства в рамках Содружества государства-участники наряду с межгосударственными и межправительственными соглашениями признают правомочность частных соглашений между получателями обязательных экземпляров, комплектующих национальные библиотечно-информационные фонды документов.
Производителями документов в контексте настоящего рекомендательного акта признаются:
- юридические лица, для которых редакционно-издательская и полиграфическая деятельность либо подготовка и выпуск аудиовизуальной или иной специализированной неполиграфической продукции является основной задачей и осуществляется на основе государственной регистрации, полученной в установленном порядке лицензии или в соответствии с иным, определенным в действующем законодательстве, порядком;
- юридические лица, для которых подготовка и выпуск различных видов документов являются следствием их основной деятельности и представляют собой одну из частных задач в процессе функционирования;
- юридические лица, для которых участие в производстве и выпуске документов является формой сервисных услуг, предоставляемых третьим лицам.
Категории юридических лиц, признающихся производителями документов, и критерии отнесения юридических лиц к определенной категории определяются национальным законодательством.
Производители документов обязаны предоставлять в распоряжение государства (или специально уполномоченного государством органа) установленное количество обязательных экземпляров всех видов документов на безвозмездной основе.
Количество безвозмездных обязательных экземпляров устанавливается национальным законодательством применительно к каждому конкретному виду документа и определяется потребностями формирования национальных библиотечно-информационных фондов, иными внутренними потребностями, а также международными обязательствами.
Сроки и порядок предоставления производителями обязательных экземпляров документов определяются национальным законодательством с учетом установившейся внутригосударственной и международной практики.
Количество обязательных экземпляров документов, предоставляемых производителями на возмездной основе, а также сроки и порядок их предоставления государству (или специально уполномоченному государством органу) определяются национальным законодательством.
Производители документов, не исполняющие своих обязанностей по предоставлению обязательных экземпляров документов, несут ответственность в соответствии с действующим национальным законодательством и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в деятельности средств массовой информации, книгоиздательстве, распространении информации, области авторского права и смежных прав.
Производители документов вправе отнести расходы по подготовке, выпуску и распространению обязательных экземпляров на себестоимость тиража соответствующего документа.
Полное и оперативное исполнение обязанностей по предоставлению обязательных экземпляров гарантирует производителям также:
- бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, в сигнальных, реферативных и рекламных изданиях;