168. Дела по нарушению законов о труде, а также все споры, возникающие на почве применения наемного труда, разрешаются либо в принудительном порядке - в особых сессиях народных судов, либо в порядке примирительного разбирательства - в расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах, организуемых на началах паритетного представительства сторон. Все указанные учреждения действуют на основании особого о каждом из них положения.
169. Все нарушения Кодекса Законов о Труде и всех других узаконений о труде, а также коллективных договоров, поскольку они преследуются в уголовном порядке, рассматриваются в особых сессиях народных судов. Сессии эти образуются в составе: председателя - народного судьи и двух членов - одного представителя Народного Комиссариата Труда и одного представителя от профессиональных организаций.
Разбирательству в указанных сессиях народных судов могут подлежать также все индивидуальные и групповые споры между нанимателями и рабочими и служащими, если они не направлены в примирительные камеры.
170. В примирительных камерах и третейских судах могут разбираться:
а) все споры по заключению, выполнению, толкованию и изменению коллективных договоров или тарифных соглашений;
б) все споры, возникающие между сторонами по трудовому договору, в том случае, если стороны дают на это разбирательство свое согласие, за исключением споров, предусмотренных в первой части ст.169.
171. В примирительные камеры дела поступают по соглашению сторон. Дела, связанные с проведением в жизнь коллективных договоров, принимаются примирительной камерой лишь после того, как они были рассмотрены и не получили разрешения в расценочно-конфликтной комиссии. В примирительной камере дела решаются исключительно по соглашению сторон.
В третейский суд передаются по обоюдному согласию сторон дела, как рассмотренные примирительной камерой, так и не рассмотренные ею. При конфликтах в государственных учреждениях и предприятиях органы Народного Комиссариата Труда, по требованию профессиональных союзов, организуют третейские суды, причем принятие таковых для государственных предприятий или учреждений является обязательным. В случаях острых конфликтов, угрожающих безопасности государства, третейский суд может быть назначен по особому постановлению высших государственных органов (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны).
172. В расценочно-конфликтных комиссиях рассматриваются лишь споры, возникающие на почве применения коллективных и трудовых договоров, а равно вопросы, специально оговоренные в настоящем Кодексе. В расценочно-конфликтных комиссиях дела решаются по соглашению сторон, а при отсутствии такового, дело может быть перенесено в высшую инстанцию.
Примечание. Споры против существа коллективного договора, требование отмены отдельных частей его, а равно требование новых или дополнительных условий для включения в коллективный договор, ведению расценочно-конфликтных комиссий не подлежат.
173. Решения расценочно-конфликтных комиссий, соглашения примирительных камер, имеющие силу договора, а равно постановления третейских судов обжалованию не подлежат.
174. Соглашения примирительных камер проводятся в жизнь самими сторонами. Решения третейских судов, в случае нежелания нанимателя добровольно исполнить их, передаются через органы Народного Комиссариата Труда в народный суд. Последний в течение 24 часов делает надпись о приведении решения в исполнение в принудительном порядке.
По отношению к рабочим решение третейского суда проводится профессиональным союзом.