УКАЗ
О порядке решения вопросов
административно-территориального устройства РСФСР
Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
1. В соответствии с Конституцией РСФСР утвердить Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР.
2. Поручить Совету Министров РСФСР:
привести решения Правительства РСФСР в соответствие с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1980 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о порядке наименования и переименования административно-территориальных единиц, населенных пунктов и других объектов, а также присвоения им имен государственных и общественных деятелей" и настоящим Указом;
установить порядок передачи территорий в связи с образованием новой административно-территориальной единицы или передачей из одной административно-территориальной единицы в другую.
3. Признать утратившими силу законодательные акты РСФСР согласно приложению.
Председатель Президиума
Верховного Совета РСФСР М.Яснов
Секретарь Президиума
Верховного Совета РСФСР Х.Нешков
Москва,
17 августа 1982 года
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР
от 17 августа 1982 года
1. Образование и упразднение краев, областей и автономных округов, установление и перенесение их административных центров производятся Верховным Советом РСФСР, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета РСФСР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета РСФСР на очередной сессии.
2. Образование и упразднение районов, городов, районов в городах, установление и перенесение административных центров районов производятся Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках - Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР.
3. Образование, упразднение и объединение сельсоветов, а также установление и перенесение их административных центров производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
4. Населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские.
К городским населенным пунктам относятся города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.
Правовое положение рабочих, курортных и дачных поселков определяется законодательством СССР и РСФСР.
5. Отнесение населенных пунктов к категории городов республиканского (РСФСР), краевого, областного, окружного и районного подчинения производится Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках отнесение населенных пунктов к категории городов республиканского (АССР) и районного подчинения производится Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР.
6. Отнесение населенных пунктов к категории рабочих, курортных и дачных поселков, а также их упразднение или преобразование в сельские населенные пункты производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов соответствующих нижестоящих Советов народных депутатов.
7. К категории городов республиканского (РСФСР) подчинения могут быть отнесены города, являющиеся наиболее крупными экономическими, культурными и административными центрами.
8. К категории городов республиканского (АССР), краевого и областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения свыше 50 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов республиканского (АССР), краевого и областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 50 тысяч человек, имеющие важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
9. К категории городов окружного подчинения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся в автономном округе промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 15 тысяч человек. В отдельных случаях к категории городов окружного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 15 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.
10. К категории городов районного подчинения могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся промышленными и культурными центрами, с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов.
11. К категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей составляют не менее 85 процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
12. К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тысяч человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50 процентов постоянного населения.
13. К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санаторных пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них.
14. Включение населенных пунктов в состав городов, генеральные планы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, производится Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР.
15. Включение населенных пунктов в состав городов, генеральные планы которых не подлежат утверждению Советом Министров РСФСР, а также в состав рабочих, курортных и дачных поселков, производится Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
16. Установление и изменение границ краев, областей, автономных областей и автономных округов производятся Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов.
17. Установление и изменение границ районов, в том числе передача рабочих, курортных и дачных поселков, сельсоветов и отдельных сельских населенных пунктов из одного района в другой или в административное подчинение городского, районного в городе Совета народных депутатов, производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
Передача городов районного подчинения из одного района в другой или в административное подчинение городского Совета народных депутатов производится Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках - Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР.
18. Установление и изменение границ районов в городе производятся городским Советом народных депутатов с учетом мнения соответствующих районных в городе Советов народных депутатов.
19. Установление и изменение границ сельсоветов производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
20. Наименование и переименование краев, областей, автономных округов, районов, городов, районов в городах, рабочих, курортных, дачных поселков и других населенных пунктов, в том числе наименование вновь возникших населенных пунктов, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей производятся Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов, а в автономных республиках Президиумами Верховных Советов автономных республик по представлению исполнительных комитетов районных, городских Советов народных депутатов с последующим утверждением Президиумом Верховного Совета РСФСР.
21. Наименование и переименование сельсоветов, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей производятся Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов по представлению исполнительных комитетов нижестоящих Советов народных депутатов.
22. Представления о наименовании и переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов рассматриваются лишь при наличии решений, принятых на сессиях соответствующих нижестоящих Советов народных депутатов.
23. Наименование и переименование
административно-территориальных единиц и населенных пунктов
производятся с учетом общегосударственных интересов, а также
географических, исторических, национальных, бытовых и других местных
условий, мнения местного населения, задач коммунистического
воспитания граждан.
24. При наименовании и переименовании административно-территориальных единиц и населенных пунктов не допускается присвоение уже имеющихся в автономной республике, крае и области наименований.
25. Наименование и переименование
административно-территориальных единиц и населенных пунктов
производятся с учетом мнения постоянной Междуведомственной комиссии
по географическим названиям при Главном управлении геодезии и
картографии при Совете Министров СССР.
26. При представлении в Президиум Верховного Совета РСФСР ходатайств о переименовании населенных пунктов, в которых находятся почтово-телеграфные учреждения или железнодорожные станции, Президиумы Верховных Советов автономных республик и исполнительные комитеты краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов предварительно согласовывают переименование этих населенных пунктов с соответствующими республиканскими (АССР), краевыми или областными органами связи, а также управлениями железных дорог.
27. Наименование и переименование государственных предприятий, железнодорожных станций, морских портов, аэропортов, учреждений, организаций и других объектов союзного подчинения, расположенных на территории РСФСР, а также физико-географических объектов производятся в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.
28. Наименование и переименование государственных предприятий, учреждений, организаций и иных объектов республиканского (РСФСР и АССР) и местного подчинения производятся в порядке, устанавливаемом Советом Министров РСФСР.
29. Наименование и переименование колхозов и других кооперативных организаций, а также присвоение им имен государственных и общественных деятелей производятся по ходатайству общих собраний членов этих организаций Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами соответствующих краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей.
30. Наименование и переименование улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производятся исполнительными комитетами соответствующих городских, поселковых и сельских Советов народных депутатов. Присвоение имен государственных и общественных деятелей улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов производится Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов.
31. Присвоение имен государственных и общественных деятелей предприятиям, железнодорожным станциям, учреждениям, организациям и другим объектам союзного, республиканского и местного подчинения производится Советом Министров РСФСР с предварительным уведомлением в отношении объектов союзного подчинения соответствующих министерств, государственных комитетов и ведомств СССР.
32. Присвоение имен государственных и общественных деятелей административно-территориальным единицам и населенным пунктам, предприятиям, учреждениям, организациям и другим объектам может производиться только посмертно и лишь в исключительных случаях в целях увековечения памяти особо выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, защитников Родины, героев труда, деятелей науки и культуры по ходатайствам государственных и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
33. Учет и регистрация административно-территориальных единиц и населенных пунктов, а также регистрация вновь возникших населенных пунктов, объединение населенных пунктов, изменение их подчиненности, исключение из учетных данных населенных пунктов в границах автономной республики, края, области и территории, подчиненной городскому Совету города республиканского (РСФСР) подчинения, производятся соответственно Президиумами Верховных Советов автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов.
34. Учету и регистрации подлежат все административно-территориальные единицы, а также населенные пункты, имеющие закрепленную за ними территорию и постоянно проживающее в них население.
35. Небольшие населенные пункты, имеющие временное значение и непостоянный состав населения или являющиеся объектами служебного назначения в системе какой-либо отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и другие селения, связанные с обслуживанием транспорта или охраной путей сообщения, метеостанции и т.д.), а также одиночные дома не составляют самостоятельные населенные пункты и числятся за теми населенными пунктами, с которыми они связаны в административном или территориальном отношениях.
36. Регистрация вновь возникших населенных пунктов производится по представлению исполнительных комитетов соответствующих нижестоящих Советов народных депутатов.
В представлении о регистрации вновь возникших населенных пунктов указывается: месторасположение населенного пункта (расстояние до центра сельсовета, района, ближайшей железнодорожной станции, почтового отделения); причины его возникновения; когда и кем отведено место для населенного пункта и утвержден план его застройки; количество населения и его состав по преобладающему роду занятий; преобладающая национальность населения; предлагаемое наименование населенного пункта и обоснование этого наименования.
37. В тех случаях, когда населенные пункты фактически слились между собой, они могут быть объединены в единый населенный пункт. При объединении населенных пунктов за укрупненным населенным пунктом сохраняется одно из прежних наименований. Преимущественно сохраняется наименование того населенного пункта, в котором имеется учреждение связи или железнодорожная станция, с тем чтобы наименование этих объектов совпадало с наименованием населенного пункта.
Присвоение объединенным населенным пунктам нового наименования производится в порядке, предусмотренном настоящим Положением для переименования населенных пунктов.
38. Населенные пункты, из которых выехали или переселились жители, подлежат исключению из учетных данных. Из учетных данных также исключаются населенные пункты, которые вошли в состав городов, рабочих, курортных, дачных поселков или объединены с другими населенными пунктами.
39. Указы Президиумов Верховных Советов автономных республик и решения исполнительных комитетов краевых, областных, городских (городов республиканского (РСФСР) подчинения) Советов народных депутатов, принятые по вопросам административно-территориального устройства, указанным в статьях 3, 6, 15, 17, 21 и 33 настоящего Положения, высылаются в Президиум Верховного Совета РСФСР для сведения.