Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 29 сентября 1999 года N 33-2957-5

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МЧС России по порядку создания на территориях муниципальных образований гражданских организаций гражданской обороны и их использованию в профилактических мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими акциями, взрывами, пожарами

____________________________________________________________________
Фактически утратили силу в связи с отменой с 9 декабря 2007 года
постановления Правительства РФ от 10 июня 1999 года N 620
на основании постановления Правительства Российской Федерации
от 26 ноября 2007 года N 804

____________________________________________________________________

1. Гражданские организации гражданской обороны создаются организациями, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время*, на территориях муниципальных образований (территориях поселений, являющихся муниципальными образованиями, районов, микрорайонов, жилых кварталов, улиц, дворов и других территорий) решениями руководителей органов местного самоуправления - начальников гражданской обороны и являются формой участия населения в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, стихийными и иными бедствиями, а также террористическими актами.

________________

* Под организациями, представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время на территориях муниципальных образований, следует понимать жилищно-коммунальные и другие организации, отвечающие за содержание и эксплуатацию электро-, тепло-, газосетей бытового назначения, систем водоснабжения населения и канализационных сетей.


В своей деятельности гражданские организации гражданской обороны руководствуются Федеральными законами "О гражданской обороне" (статья 10), "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статьи 18, 19), постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 года N 620 "О гражданских организациях гражданской обороны", иными нормативными правовыми актами, а также настоящими рекомендациями и разработанными на их основе другими документами.

2. Непосредственное руководство созданием и функционированием гражданских организаций гражданской обороны возлагается на организации, их создающие.

3. Методическое руководство созданием и функционированием гражданских организаций гражданской обороны на территориях муниципальных образований возлагается на постоянно действующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) субъектов Российской Федерации.

4. Порядок создания гражданских организаций гражданской обороны на территориях муниципальных образований определяется органами местного самоуправления на основании представления согласованных в установленном порядке предложений соответствующих территориальных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органов внутренних дел и органов ФСБ России.

5. К задачам гражданских организаций гражданской обороны можно отнести:

- проведение мероприятий, направленных на предупреждение (смягчение последствий) чрезвычайных ситуаций, возникающих вследствие террористических актов, при ведении военных действий или вследствие этих действий, путем:

а) несения дежурства в жилых домах и на прилегающих к ним территориях с целью выявления и своевременного информирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органов внутренних дел, органов ФСБ России, жилищно-эксплуатационных предприятий и предприятий коммунального обслуживания населения о:

наличии и характере использования жилых и иных помещений в жилом секторе и т.п.;

состоянии систем тепло-, электро- и водоснабжения и т.п., выход из строя которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

выявлении взрыво- и пожароопасных объектов и предметов;

б) осуществления контроля за состоянием запорных устройств дверей чердачных, подвальных и иных нежилых помещений;

в) оказания помощи представителям органов местного самоуправления, органов внутренних дел, ФСБ, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в поддержании общественного порядка при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на контролируемой территории;

г) ведения учета жильцов с ограниченной возможностью самостоятельного передвижения, оказание им помощи при экстренной эвакуации из жилых домов и районов при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

д) контроля, в соответствии с правами, предоставляемыми по решению органов местного самоуправления, за использованием и состоянием подвальных, чердачных, жилых и других помещений в жилом секторе;

е) осуществления оповещения жителей муниципальных образований (в соответствии с порядком, определяемым органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления) об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

ж) участия в обучении населения действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также защита от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего от террористических актов, при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- участие в борьбе с пожарами;

- участие в обнаружении и обозначении районов, зданий и территорий, подвергшихся заражению, либо представляющих непосредственную опасность для населения по другим причинам;

- участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения.

6. Гражданские организации гражданской обороны организационно состоят из создаваемых при жилищно-эксплуатационных предприятиях муниципальных образований отрядов, опорных пунктов и постов гражданской обороны.

7. Посты гражданской обороны, численностью до 3 человек каждый, создаются в жилых домах (подъездах) из расчета один пост на 100 человек постоянно проживающего населения.

8. Опорные пункты гражданской обороны, численностью по 1-2 человека каждый, создаются в микрорайонах, жилых кварталах с количеством проживающего населения до 5 тысяч человек для координации деятельности постов гражданской обороны на данной территории.

9. Отряды гражданской обороны создаются при жилищно-эксплуатационных предприятиях для координации деятельности опорных пунктов и постов гражданской обороны на территории муниципальных образований. Руководство отрядами гражданской обороны возлагается на руководителей жилищно-эксплуатационных предприятий - начальников гражданской обороны. При необходимости, из числа работников жилищно-эксплуатационных предприятий могут создаваться штабы отрядов.

Начальники штабов отрядов гражданской обороны организуют работу опорных пунктов гражданской обороны на подведомственной территории и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органами внутренних дел и территориальными органами ФСБ России.

Схема организации управления гражданскими организациями гражданской обороны приведена в приложении.

10. Гражданские организации гражданской обороны могут функционировать в повседневном режиме и режиме повышенной готовности.

В повседневном режиме гражданские организации гражданской обороны осуществляют контрольно-предупредительные функции и периодически информируют жилищно-эксплуатационные предприятия, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления о состоянии дел на закрепленной территории.

В режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических актов гражданские организации гражданской обороны организуют дежурство в домах, во дворах, в жилых кварталах и микрорайонах, активно привлекая к этой работе местных жителей и своевременно информируют жилищно-эксплуатационные предприятия, органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления, органы внутренних дел и территориальные органы ФСБ России о предвестниках чрезвычайных ситуаций и осуществляют другие мероприятия по защите населения.

Режим работы гражданских организаций гражданской обороны определяют руководители органов местного самоуправления - начальники гражданской обороны муниципальных образований исходя из местных условий и складывающейся обстановки.

11. В состав гражданских организаций гражданской обороны могут включаться лица, постоянно проживающие на территории муниципальных образований.

12. Учет гражданских организаций гражданской обороны организуется органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления.

В отрядах гражданских организаций гражданской обороны ведется списочный учет постов и опорных пунктов гражданской обороны.

В органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при органах местного самоуправления ведется количественный учет отрядов гражданских организаций гражданской обороны.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
организации управления антитеррористическими гражданскими
организациями гражданской обороны

Орган местного самоуправления

Дежурный по администрации

Территориальный орган внутренних

Орган управления по делам ГО и ЧС

Территориальный орган ФСБ России

дел

Дежурная часть милиции

Оперативно-дежурная служба

Дежурная служба

Опорный пункт милиции

Жилищное ремонтно-экспл. предприятие

Дежурный

(центр ГОГО)

Оперативно-дежурная служба

(управление: 1-2 чел.)*

Опорный пункт ГО*
1-2 чел.

Опорный пункт ГО*
1-2 чел.

Опорный пункт ГО*
1-2 чел.

Пост ГО

Пост ГО

Пост ГО

2-3 чел.

2-3 чел.

2-3 чел.

Пост ГО

Пост ГО

Пост ГО

2-3 чел.

2-3 чел.

2-3 чел.

Пост ГО

Пост ГО

Пост ГО

2-3 чел.

2-3 чел.

2-3 чел.

________________

* Комплектуются личным составом, приписанным в гражданские организации гражданской обороны на военное время.




Текст документа сверен по:

"Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций,

обусловленных террористическими акциями,

взрывами, пожарами (методическое пособие)",

М., 2001 год