МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 29 октября 1993 года N 5 км/1
О состоянии и мерах совершенствования воспитательной работы
с личным составом органов внутренних дел
(Объявлено приказом МВД России от 19 ноября 1993 года N 501)
Выполнение личным составом органов внутренних дел оперативно-служебных задач в условиях крайне сложной социально-политической и криминогенной обстановки в стране предъявляет особые требования к его воспитанию. Однако воспитательная работа не всегда обеспечивает эффективное их решение и нуждается в коренном улучшении.
В ряде органов внутренних дел воспитание личного состава пущено на самотек и ведется без учета реального положения. Зачастую оно оторвано от работы по подбору, расстановке и профессиональному становлению кадров, слабо сочетается с заботой о нуждах и социально-бытовых потребностях сотрудников и их семей.
Принижена роль воспитательных аппаратов. Практически повсеместно ликвидированы общественные формирования, медленно ведется поиск новых и восстановление оправдавших себя в прошлом форм и методов воспитательной работы. В значительном улучшении нуждается материально-техническая база этой сферы.
Устойчивую тенденцию приобрел рост нарушений законности и случаев совершения сотрудниками преступлений. В 1992 году количество нарушений служебной дисциплины возросло на 21,5%, в первом полугодии 1993 года - на 15,9%, многие из них допущены на почве пьянства. В текущем году 251 сотрудник покончил жизнь самоубийством.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, некоторые руководители органов внутренних дел самоустранились от непосредственного участия в воспитательной работе. В МВД Республики Башкортостан, УВД Алтайского и Хабаровского краев, Владимирской, Курской, Самарской областей, Дальневосточного и Кузбасского УВДТ имеют место факты сокращения воспитательных аппаратов, использования их сотрудников не по назначению.
Главное управление кадров МВД России не всегда осуществляет глубокое и всестороннее изучение проблем воспитательной деятельности на местах, причин и условий, связанных с негативными проявлениями среди личного состава, мало занимается координацией работы в этой сфере подразделений министерства.
Низка роль главных управлений и управлений МВД России в организации воспитательной работы по линиям соответствующих служб.
Указанные недостатки существенно ослабляют боеспособность личного состава, подрывают единство органов внутренних дел и их общественный престиж. Анализ событий 23 сентября - 4 октября 1993 года в городе Москве подтвердил крайнюю необходимость коренного улучшения всей системы воспитательной работы.
Коллегия решила:
1. Считать приоритетной задачей руководителей всех уровней системы Министерства внутренних дел Российской Федерации воспитание личного состава в духе преданности служебному долгу, приоритетного выполнения важнейшей задачи - защиты прав и интересов граждан, активной наступательной борьбы с преступностью и охраны правопорядка, верности Присяге и неукоснительного соблюдения закона.
2. Сосредоточить главное внимание на следующих основных направлениях воспитательного процесса:
2.1. Индивидуально-воспитательной работе руководителей с подчиненными, основанной на глубоком изучении сотрудника, личном нравственном и профессиональном примере, а также дифференцированном подходе к различным категориям личного состава с учетом специфики деятельности отдельных служб.
2.2. Активизации деятельности кадровых аппаратов органов внутренних дел по организации и осуществлению воспитательной работы в процессе отбора, расстановки и подготовки кадров.
2.3. Социально-гуманитарной подготовке сотрудников в системе их профессионального обучения.
2.4. Работе общественных институтов в органах внутренних дел - профессиональных ветеранских организаций, судов чести, ассоциаций, фондов, союзов.
2.5. Культурно-массовой работе с использованием музеев, клубов, Дворцов культуры, библиотек, спортивных сооружений системы МВД, а также привлечением специалистов, деятелей науки, искусства, культуры и религиозных конфессий.
2.6. Обеспечении морально-психологической устойчивости личного состава на основе профессиональных возможностей практических психологов органов и подразделений внутренних дел.
3. Министрам внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей и автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, УВДТ (ОВДТ), УЛИТУ, ОУМТиВС:
3.1. Проанализировать и рассмотреть в I квартале 1994 года на коллегиях и оперативных совещаниях состояние воспитательной работы с личным составом и определить меры по повышению ее эффективности и влияния на результаты оперативно-служебной деятельности.
3.2. В первом полугодии 1994 года проверить соответствие работников воспитательных аппаратов занимаемым должностям, укрепив их квалифицированными кадрами, имеющими практический опыт работы с людьми.
3.3. Организовать обучение руководителей органов и подразделений внутренних дел теории и практике воспитания подчиненных, изучение ими основ педагогики и психологии с проведением ежеквартальных занятий в системе постоянно действующего семинара с начальниками горрайлинорганов, ИТУ и других подразделений.
3.4. Принять практические меры по укреплению материально-технической базы воспитательной работы. В I квартале 1994 года разработать программы и графики поэтапного создания в каждом горрайлиноргане, исправительно-трудовом учреждении кабинетов воспитательной работы, пунктов психоэмоциональной реабилитации, спортивных залов и восстановительных центров исходя из имеющихся средств. Обеспечить их необходимой радио-, теле-, фотоаппаратурой, спортивным инвентарем.
4. Начальникам городских и районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте:
4.1. Перенести акцент воспитательной деятельности непосредственно в подразделения, тесно увязывая ее с вопросами рациональной организации труда подчиненных, их нравственного и физического воспитания, обеспечением правовой и социальной защиты, стимулированием профессионального роста и продвижения по службе. Обеспечить закрепление за каждым молодым сотрудником опытного наставника, используя при этом материальные формы поощрения.
4.2. Организовать систематическое информирование личного состава по вопросам государственной и правовой политики, состояния борьбы с преступностью, развития социально-экономических отношений в обществе. Принять меры по совершенствованию правового воспитания сотрудников милиции и других служб, формированию их правовой культуры.
Использовать в этой работе имеющиеся местные возможности научных учреждений и учебных заведений соответствующего региона. Возобновить практику отчетов сотрудников перед населением.
4.3. Уделять постоянное внимание работе с семьями сотрудников, оказанию им необходимой помощи, организации содержательного досуга.
5. Начальникам высших и специальных средних учебных заведений, научно-исследовательских учреждений МВД России повысить роль научных и педагогических кадров в разработке современных научно обоснованных методологий воспитания сотрудников органов внутренних дел, подготовке соответствующих рекомендаций и методик для деятельности воспитательных аппаратов с учетом практического опыта на местах, а также правоохранительных органов зарубежных стран.
В подготовке курсантов и слушателей максимально использовать возможности учебно-воспитательного процесса для формирования у них профессионально-нравственных качеств, необходимых для закрепления в органах внутренних дел, и успешного решения задач по борьбе с преступностью, обеспечению общественного порядка и безопасности.
6. Главному управлению кадров МВД России:
6.1. Последовательно совершенствовать стиль работы с личным составом, сосредоточить усилия на оказании практической помощи горрайлинорганам внутренних дел в подборе, расстановке и воспитании кадров, повышении профессионального уровня сотрудников воспитательных аппаратов, их подготовку и переподготовку в системе учебных заведений, обобщении и распространении опыта лучших коллективов и отдельных работников.
6.2. Подготовить и направить на места в 1993-1994 годах методические рекомендации и указания по организации и проведению воспитательной работы с личным составом в звене горрайлинорганов внутренних дел.
6.3. В первом полугодии 1994 года совместно с ГУМТиВС и ФЭУ МВД России разработать нормы положенности по обеспечению воспитательных аппаратов необходимыми техническими средствами, средствами полиграфии, кино- и телевизионными системами, автотранспортом и другим необходимым оборудованием.
6.4. Совместно с Академией МВД России издать справочник по вопросам социально-правовой защиты рядового и начальствующего состава.
6.5. Определить Санкт-Петербургский юридический институт МВД России как головное учебное заведение по подготовке и переподготовке специалистов кадровых и воспитательных аппаратов, разработке научно обоснованных методологий воспитания сотрудников органов внутренних дел с учетом отечественного и зарубежного опыта.
6.6. Активно использовать воспитательные возможности ветеранского движения и профессиональных союзов, для чего совместно с Российским советом ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, ЦК профсоюзов учреждений России в первом полугодии 1994 года подготовить и направить в МВД, УВД (ГУВД), УВДТ (ОВДТ), УЛИТУ, учебные заведения МВД России соответствующие рекомендации.
6.7. В период подготовки к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне принять участие во Всероссийском фестивале народного творчества "Салют Победы", провести фестивали искусств, смотры и выставки самодеятельного творчества сотрудников органов внутренних дел.
7. ГУК, ФЭУ, ПХУ, УС МВД России завершить организационные, творческие, хозяйственные мероприятия по сооружению в г.Москве памятника "Благодарная Россия - сотрудникам органов внутренних дел, погибшим при исполнении служебного долга".
8. ЦОС совместно с другими службами МВД России организовать цикл публикаций в средствах массовой информации о лучших сотрудниках органов внутренних дел, их героических подвигах и благородных поступках. Ввести тематические рубрики в ведомственной печати о передовых формах и методах воспитательной работы, обеспечить регулярную публикацию учебно-методических материалов для сотрудников воспитательных аппаратов.
9. ПХУ совместно с ГУК и ФЭУ МВД России на базе издательско-полиграфического предприятия "Отечество" обеспечить издание в 1994-1995 годах учебно-методического пособия "Пути совершенствования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел", тематического фотоальбома "Подвиг продолжается", сборника стихов сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, Книги памяти, посвященной участникам Великой Отечественной войны.
10. Начальникам главных управлений и управлений МВД России обеспечить личное участие в воспитательной работе, изучение и оценку положения дел по воспитанию личного состава соответствующих служб при выездах сотрудников центрального аппарата министерства в служебные командировки, оказание практической помощи в совершенствовании этой деятельности.
11. Одобрить Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
12. Контроль за исполнением решения коллегии возложить на заместителя министра внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы Турбина В.Б., начальников главных управлений и управлений МВД России по линиям служб.
Председатель
В.Ерин
Текст документа сверен по:
"Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов".
Омск, 2001 год