Изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел, обострение криминогенной обстановки в стране обусловливают потребность в определении основных параметров функционирования системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса должно осуществляться на основе следующих принципов:
- целостности и единства психологического обеспечения во всех образовательных учреждениях МВД России;
- научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- всесторонней диагностики профессионально значимых личностных качеств учащихся;
- компетентности управления системой психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;
- информатизации психологического обеспечения.
Основными направлениями психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса являются:
на этапе профориентации и профессионально-психологического отбора:
- выявление ценностных ориентаций и динамики изменения жизненных планов старшеклассников средних общеобразовательных школ;
- разработка социально-психологического портрета выпускников общеобразовательных школ;
- определение профессионально-психологических требований к личности абитуриентов образовательных учреждений МВД России;
- психологическое обследование кандидатов на учебу и подготовка соответствующих заключений;
- разработка рекомендаций ПО комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся;
на этапе адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений:
- социально-психологическое изучение коллективов курсантов и слушателей;
- оценка степени адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности;
- выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди учащихся;
- выявление лиц, имеющих склонности к деструктивному поведению;
- изучение и предупреждение социально-психологических причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений;
- разработка индивидуальных программ и рекомендаций по психологической адаптации учащихся, проведение соответствующих психокоррекционных мероприятий;
на этапе развития профессионально значимых личностных качеств курсантов и слушателей:
- разработка социально-психологического портрета учащихся по годам обучения;
- психологический мониторинг динамики развития у слушателей профессионально значимых личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел;
- разработка программ профессионально-личностного роста учащихся и рекомендаций по их реализации;
- проведение психологических тренингов, психо-коррекционных и реабилитационных мероприятий с целью развития у курсантов и слушателей навыков общения и поведения в учебном коллективе, профилактики межличностных конфликтов;
- индивидуальное психологическое консультирование курсантов и слушателей по вопросам самовоспитания и саморазвития;
- консультирование постоянного состава образовательных учреждений по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;