Недействующий

Программа воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на весь период обучения (утратил силу на основании приказа МВД России от 11.04.2011 N 186)

Раздел 3
Воспитательная работа в процессе развития профессионально значимых качеств курсантов и слушателей

Цели воспитательной работы

Задачи воспитательной работы

Примерное содержание и формы работы

1

2

3

Формирование профессионально значимых качеств курсантов и слушателей

Повышение уровня культуры курсантов и слушателей

- овладение курсантами и слушателями основами знаний в области философии, истории, экономики, культурологии, политологии, эстетики, этики;

- углубленное изучение курсантами и слушателями иностранного языка;

- освещение в процессе преподавания учебных дисциплин морально-этических аспектов деятельности сотрудников органов внутренних дел;

- освещение в процессе изучения учебных дисциплин роли органов внутренних дел в сохранении ценностей культуры;

- организация лектория по теории и истории искусства, экскурсий, просмотров спектаклей, фильмов, концертов, посещение выставок и музеев;

- организация работы Университета культуры, творческих объединений, клубов по интересам, кружков самодеятельности;

- организация выставок работ курсантов и слушателей, творческих конкурсов в общежитиях;

- участие курсантов и слушателей в художественных смотрах, конкурсах и т.д.;

- организация художественного оформления учебных и жилых помещений;

- введение спецкурсов по технике и культуре речи, общения, педагогической культуре;

- разработка методических пособий и рекомендаций по данной проблематике;

- подготовка и проведение тематических встреч с деятелями культуры;

- встречи-беседы со студентами творческих вузов, молодыми деятелями культуры и искусства;

- организация работы клуба "Молодая семья";

Развитие творческого мышления курсантов и слушателей

- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения, основанных на творческой самостоятельной работе учащихся по индивидуальным планам и программам;

- использование в процессе преподавания учебных дисциплин современных форм и методов обучения: практикумов, игр, учений и т.д.;

- разработка методических пособий по методике самостоятельного изучения учебных курсов;

- разработка компьютерных программ по изучению конкретных учебных дисциплин;

- обеспечение преподавания учебных предметов с использованием современных достижений науки;

- участие слушателей в научных конференциях по актуальным проблемам деятельности органов внутренних дел;

- организация вечеров опросов и ответов, устных журналов, диспутов, "круглых столов", читательских конференций по актуальным вопросам современной науки и техники;

- проведение конкурсов и выставок лучших научных работ, рефератов, докладов слушателей и курсантов;

- создание в высших образовательных учреждениях спецкурсов по методологическим вопросам науки, чтение спецкурса "Основы научных исследований";

- организация встреч курсантов и слушателей с видными учеными;

- организация работы научных клубов, кружков, объединений молодых ученых;

Формирование у учащихся культуры профессионального общения и взаимодействия

- обучение курсантов и слушателей методам коллективного решения творческих задач и технике партнерского общения;

- преподавание спецкурса "Конфликтология";

- изучение индивидуальных особенностей личности курсантов и слушателей, проявляемых в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия при выполнении тренировочных задач;

- проведение практических занятий, внеучебных мероприятий в практических органах внутренних дел;

- изучение и анализ особенностей поведения слушателей и курсантов в условиях, приближенных к экстремальным;

- организация помощи отстающим в учебе курсантам и слушателям;

- отражение вопросов учебно-служебной деятельности курсантов и слушателей в стенной печати, многотиражной газете и т.д.;

- проведение собраний по подведению итогов учебной и служебной деятельности учащихся;

- встречи с выпускниками образовательного учреждения, лучшими специалистами органов внутренних дел;

- проведение систематической психокоррекционной работы с курсантами и слушателями, имеющими склонности к деструктивному поведению;

- изучение возникающих в среде курсантов и слушателей неформальных групп, оценка характера и направленности их деятельности;

- проведение в рамках изучения специальных дисциплин тренингов и ролевых игр, направленных на развитие у курсантов и слушателей навыков профессионального общения;

- обсуждение материалов периодической печати, отражающих вопросы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с гражданами;

- обучение элементам лекторского мастерства в школе молодого лектора; подготовка к самостоятельному чтению лекций по социально-правовым вопросам в общеобразовательных школах, других образовательных учреждениях и трудовых коллективах города и региона;

- проведение тематических диспутов, встреч и "круглых столов" по вопросам культуры профессионального общения;

- проведение тематических бесед с курсантами и слушателями о профессиональной этике начальствующего состава органов внутренних дел;

Формирование общественной и служебной активности учащихся

- привлечение курсантов и слушателей к работе органов самоуправления;

- участие курсантов и слушателей в проведении хозяйственных работ, в субботниках и воскресниках, строительстве и благоустройстве учебных и жилых помещений, спортивных сооружений и баз;

- участие курсантов и слушателей в самообслуживании;

- подготовка и проведение ежегодной аттестации курсантов и слушателей;

- обсуждение в группах случаев нарушения дисциплины и норм общежития;

- организации и проведение встреч учащихся с представителями средств массовой информации;

- организация взаимопомощи курсантов и слушателей в учебной и служебной деятельности;

- организация вечеров отдыха;

- чествование молодоженов, молодых родителей;

- проведение психолого-педагогического анализа особенностей поведения курсантов и слушателей в условиях неформального общения;

- выработка правил, ритуалов, традиций, позволяющих нейтрализовать (компенсировать) негативные проявления во взаимоотношениях между курсантами и слушателями;

Развитие у учащихся навыков самоанализа, самообразования и самовоспитания

- обучение курсантов и слушателей методам самоанализа;

- проведение психокоррекционных мероприятий и педагогических бесед с курсантами и слушателями, имеющими заниженную самооценку; разработка для данной категории слушателей индивидуальных планов самовоспитания;

- использование в учебном процессе активных методов обучения (тренингов, деловых и ролевых игр), требующих от курсантов и слушателей самостоятельного принятия решений;

- изучение особенностей использования курсантами и слушателями бюджета времени, осуществление контроля за эффективностью самоподготовки и выполнения учащимися домашних заданий;

- проведение с курсантами и слушателями тренингов по развитию навыков самоконтроля, выработке стиля поведения в конфликтных и кризисных ситуациях;

- формирование у курсантов и слушателей навыков психологической саморегуляции и релаксации;

- разработка индивидуальных программ физического самосовершенствования для курсантов и слушателей, имеющих отставание в физической подготовленности;

- выработка форм взаимодействия с родителями учащихся, проживающих в домашних условиях;

Формирование у учащихся чувства социально-правовой защищенности, развитие навыков обеспечения личной безопасности

- освещение в процессе изучения специальных дисциплин вопросов обеспечения личной безопасности и социально-правовой защиты сотрудника органов внутренних дел и охраны их здоровья;

- соблюдение права курсантов и слушателей на свободу вероисповедания;

- профилактика и пресечение проявлений дискриминации по национальному и половому признаку;

- врачебно-психологический и педагогический контроль за состоянием здоровья, физическим развитием и психологическим состоянием курсантов и слушателей;

- проверка жилищно-бытовых условий семей курсантов и слушателей, проживающих дома и на частных квартирах;

- формирование у курсантов и слушателей навыков оказания первой медицинской помощи;

- развитие в процессе физической и боевой подготовки навыков самообороны, выполнение курсантами и слушателями контрольных упражнений и нормативов по профессионально-прикладным видам спорта и огневой подготовке;

- доведение до сведения курсантов и слушателей норм положенности на все виды довольствия;

- обеспечение курсантов и слушателей необходимым количеством учебно-методической, научно-популярной литературы, специальными, общественно-политическими и художественными периодическими изданиями, наглядными и техническими средствами обучения, спортивным инвентарем.