3.1. Разработка научно-методических основ совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
С учетом ограниченных финансовых и материально-технических средств эта работа на первом этапе (1997 года) будет осуществляться преимущественно на основе поиска и использования имеющихся ресурсов. Предстоит:
- проанализировать и обобщить опыт организации воспитательной работы с курсантами и слушателями, накопленный образовательными учреждениями МВД России, а также с учащимися вузов и ссузов других министерств и ведомств;
- разработать тематику научных исследований по проблемам воспитания и развития личности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России (включая диссертационные), привлечь к проведению научных исследований ведущих ученых, педагогов и практиков системы МВД, специалистов других министерств и ведомств с перспективой расширения этих рамок до международных;
- включить в тематику диссертационных исследований адъюнктов и соискателей вузов МВД теоретические и прикладные проблемы воспитания и развития личности курсантов и слушателей;
- установить научно-практическое сотрудничество с Российской академией образования по проблемам воспитания и развития личности в звене: средняя общеобразовательная школа - ссуз - вуз - профессиональная деятельность;
- разработать научно обоснованный пакет документов по проблемам совершенствования воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России (приказ, Концепцию, положение, программу и др.);
- создать научно-методическую секцию МЦПО и КНИ при ГУК МВД России по вопросам организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
На втором этапе (до 2000 года) предполагается:
- организовать проведение научных исследований (в том числе диссертационных) по проблемам совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России;
- создать при ведущих вузах МВД России региональные специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора психологических и педагогических наук в области воспитания и развития личности;
- разработать серию учебников, учебных пособий, библиотечек, справочников, альбомов и методических рекомендаций, организовать выпуск видеофильмов и бюллетеня по обмену опытом воспитательной работы;
- создать научно обоснованные правовые, организационные, психолого-педагогические, финансовые и материально-технические условия для эффективного функционирования реформированной системы воспитательной работы с курсантами и слушателями в образовательных учреждениях МВД России, завершить переход на новые принципы отбора, обучения и расстановки кадров, обеспечить правовые и социальные гарантии для личного состава.
3.2. Создание современной нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию, содержание и технологию воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
На первом этапе (1997 года) планируется выявить потребности образовательных учреждений МВД России в правовом регулировании работы по воспитанию и развитию личности курсантов и слушателей, разработать базовые нормативные документы, регламентирующие эту работу.
На втором этапе (до 2000 года) в системе профессионального образования МВД России предполагается создать юридическую службу, призванную решать задачи совершенствования правового обеспечения деятельности учебных заведений, в том числе и в области воспитательной работы, завершить формирование новой нормативно-правовой базы организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД, отвечающей цели настоящей Концепции.
3.3. Совершенствование организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
На первом этапе (1997 года) предполагается:
- исходя из имеющихся возможностей, определить организационно-штатную структуру воспитательных аппаратов и подготовить пакет нормативно-методических материалов, необходимых для проведения соответствующих преобразований;
- определить порядок и механизм взаимодействия подразделений и служб, осуществляющих профессиональную ориентацию, отбор, обучение, воспитание, научно-методическое, психолого-педагогическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы образовательных учреждений МВД России;
- выявить воспитательные возможности содержания каждой учебной дисциплины и внести коррективы в технологию обучения курсантов и слушателей с целью усиления воспитательной направленности образовательного процесса;
- всесторонне использовать потенциал общественных, политических, религиозных, творческих и иных организаций при проведении воспитательной работы с курсантами и слушателями;
- активизировать деятельность органов самоуправления учащихся образовательных учреждений МВД России, обеспечить нормативно-методическое регулирование этого направления работы;
- организовать на базе региональных вузов МВД России подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России;
- создать в образовательных учреждениях МВД России кабинеты по методике воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел и психологической реабилитации,
- разработать критерии оценки эффективности воспитательной работы с курсантами и слушателями.
На втором этапе (до 2000 года) планируется:
- осуществить корректировку процесса воспитания и развития личности курсантов и слушателей, руководствуясь целью настоящей Концепции;