Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов на освоение материала |
ОД. 00. | По циклу общепрофессиональных дисциплин. | 180 часов |
ОД.01. | Исторические и современные направления в педагогике. Образовательная система и ее элементы. Исторические типы образования. Образовательный процесс. Образовательный маршрут. Ранг образовательной системы. Культуральные и этнические факторы регуляции отношений между субъектами образовательного процесса. Нормативно-правовые аспекты управления образовательным процессом. Концептуализация образовательного процесса. Эмпирические показатели функционирования образовательной системы. Структура современного образовательного пространства. Социоцентрические, антропоцентрические, теоцентрические, техноцентрические педагогические концепции. Инновационные процессы в современной педагогике. Историческое значение опыта советской школы. Педагогика русского зарубежья. Педагогика прагматизма. Педагогика экзистенциализма. Футурологические педагогические концепции. | 70 часов |
ОД.02. | Информационные технологии в учебном процессе. Методики применения аудио- и видеосредств в образовательных программах; принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих комплексов; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе; использование локальных и глобальных информационных и телекоммуникационных сетей в сфере образования; приобретение практических навыков. | 50 часов |
ОД.03. | Курсы по выбору. Курсы по выбору должны включать в себя методы психолого-педагогическом диагностики. | 60 часов |
СД.00. | Специальные дисциплины | 320 часов |
СД.01. | История и методология (соответствующей науки). История возникновения и развития (соответствующей науки); основные понятия и категории. Методологические аспекты науки и ее приложений; место данной науки в системе научных знаний; междисциплинарные связи; роль наиболее выдающихся ученых в развитии данной науки; возникновение новых научных направлений (особенно в двадцатом столетии). | 50 часов |
СД.02. | Методика преподавания. Основы дидактики (наименование предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса (наименование предмета); различные подходы к изучению основных тем школьного курса (наименование предмета); методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения; методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по (наименование предмета); организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий; методика внеклассной работы по (наименование предмета). | 70 часов |
СД.03. | Практикумы и тренинги. Развитие и закрепление практических навыков по (наименование предмета); тренинг навыков публичного выступления, общение и ведение дискуссий; практикум по использованию аудиовизуальных средств обучения, практикум по решению школьных и олимпиадных задач; практикум по организации внеклассной работы по (наименование предмета); практикум по игровым формам работы; практикум по основам создания доступного текста, взаимодополнение текста и иллюстраций и т.п. | 70 часов |
СД.04. | Детская (генетическая и дифференциальная) психология. Понятие онтогенеза, понятие возраста, метрическая и топологическая характеристика этапов возрастного развития, современные варианты периодизации возрастного развития, биологическая зрелость, сензитивные периоды развития, явления акселерации и ретардации, дифференциально-типологические особенности, учет особенностей половой дифференциации в обучении и воспитании, понятие жизненного пути, индивидуальные особенности. | 70 часов |
СД.05. | Курсы по выбору. Курсы по выбору должны дополнять и усиливать предметную подготовку, то есть быть близкими к практикумам. | 60 часов |
ПП.00. | Педагогическая практика. Пассивная педагогическая практика, активная педагогическая практика, стимулирование интересов к профессиональной педагогической деятельности, выработка профессиональной педагогической позиции, формирование умений проектировать учебно-воспитательный процесс, осуществлять педагогический замысел в условиях реального взаимодействия с обучаемыми, анализировать учебно-воспитательный процесс и его результаты. | не менее 100 часов (или 4 недели) |
И.00. | Итоговая государственная аттестация. Защита квалификационной работы; государственный квалификационный экзамен, включающий цикл психолого-педагогических дисциплин. |
Примечание.
Вуз (факультет) имеет право:
1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой.
2. Перезачитывать лицам, осваивающим данную программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.
3. Использовать настоящую программу для лиц, имеющих законченное высшее образование, в рамках факультетов и отделений повышения квалификации преподавателей. При условии полного выполнения программы присваивать им квалификацию "Преподаватель основной школы" с выдачей соответствующего сертификата.
Текст документа сверен по:
"Образование в документах",
N 6, 1998 год