Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2002 года N ГКПИ02-1100


[Заявление о признании незаконными п.п."а" ч.1 п.15 и п.16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации было удовлетворено]

  

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 года N КАС03-23 данное решение оставлено без изменения.
___________________________________________________________________



Верховный Суд Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда РФ Романенкова Н.С., при секретаре Чистякове А.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Толченицына Григория Александровича о признании недействительными п.п."а" ч.1 п.15 и п.16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 621,

установил:

Толченицын Г.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными п.п."а" ч.1 п.15 и п.16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 621; как указывает заявитель, п.п."а" ч.1 п.15 и п.16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации не соответствуют законодательству и ограничивают его трудовые права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ.

Заявитель Толченицын Г.А. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.

Представитель заявителя Вантрусов П.Ю. поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Макаров Д.Ю. возражал против удовлетворения жалобы и пояснил в суде, что лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок, является видом дисциплинарного взыскания. Право устанавливать дополнительные по сравнению с трудовым законодательством дисциплинарные взыскания в положениях о дисциплине предусмотрено в ст.192 Трудового кодекса РФ.

Оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат законодательству Российской Федерации и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения представителя заявителя Вантрусова П.Ю., представителя заинтересованного лица Правительства РФ Макарова Д.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что жалоба подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством Российской Федерации о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации (статья 17).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 621 утверждено Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации (в редакции постановлений Правительства РФ от 25.12.93 N 1341, от 23.04.96 N 526, от 08.02.99 N 134, от 14.07.2001 N 535).

Настоящее Положение, основываясь на законодательстве Российской Федерации о труде, определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками железнодорожного транспорта и меры дисциплинарного воздействия в случае нарушения таких условий.

Так, п.п."а" ч.1 п.15 Положения предусмотрено: за совершение работником дисциплинарного проступка применение к нему, помимо предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, такого вида дисциплинарного взыскания как лишение машиниста - свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок по основаниям и в порядке, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения.

С 1 февраля 2002 года введен в действие Трудовой кодекс Российской Федерации, который в статье 192 устанавливает исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые работодатель имеет право применять.

К ним относятся: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Применение к работнику мер дисциплинарного взыскания является существенным ограничением прав человека на труд, в связи с чем виды дисциплинарных взысканий и основания для их применения могут быть установлены только федеральными законами, что предусмотрено статьями 192 и 330 Трудового кодекса РФ.

В силу ст.330 Трудового кодекса РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами.

Оспариваемое Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации является не законом, а нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти.

Доводы представителя заинтересованного лица Правительства РФ Макарова Д.Ю. о том, что согласно ч.2 ст.423 Трудового кодекса РФ Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации в части установления дисциплинарного взыскания в виде лишения машиниста - свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок, соответствует действующему трудовому законодательству, являются несостоятельными.

Частью 2 ст.423 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

При этом данные нормативные правовые акты не должны противоречить настоящему Кодексу.

Пунктом 16 Положения установлены основания для наложения дисциплинарного взыскания в виде лишения машиниста - свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя - удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава - свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины - удостоверения помощника водителя.

В связи с тем, что вид дисциплинарного взыскания и основания его применения введены подзаконным актом, что является ограничением прав работника и противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, жалоба Толченицына Г.А. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239_7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Жалобу Толченицына Григория Александровича удовлетворить, признать незаконными: п.п."а" ч.1 п.15 и п.16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 года N 621, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Текст документа сверен по:
рассылка