Действующий

О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях

Приложение 2
к письму Минобразовария России
от 17 мая 1995 года N 61/19-12
(проект)

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к психолого-педагогической экспертизе
игр и игрушек

1. Методические указания адресованы к использованию ХТС по игрушке Министерства образования Российской Федерации и комиссиями по игрушке территориальных органов образования.

2. В Методических указаниях определены психолого-педагогические требования к играм и игрушкам (в дальнейшем - игрушкам) как основа регуляции их производства и торговли ими. Указания содержат требования к игрушкам разного уровня, отдельные инструктивные положения к проведению экспертизы и составлению заключения по ее результатам.

3. Данные указания могут быть использованы как рекомендации в работе торговых и промышленных организаций в целях соблюдения контроля за качеством игрушек.

4. К Методическим указаниям прилагается общесоюзный классификатор "Промышленная и сельскохозяйственная продукция". Раздел: Игрушки и украшения елочные. (Москва: Издательство стандартов, 1985).

Психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек осуществляется группой квалифицированных специалистов-экспертов с целью анализа их свойств и качеств на соответствие психолого-педагогическим требованиям 2 уровней.

Требования I уровня являются обязательными* для предприятий и торговых организаций. Разрешение на изготовление и продажу всех видов игрушек дается лишь при условии составления образцов требованиям I уровня.

_________________

* Исключение составляют игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.


Требования II уровня являются желательными. Игрушки, отвечающие требованиям II уровня, получают режим наибольшего благоприятствования на территории Российской Федерации. Это означает, что для предприятий, выпускающих такие игрушки, устанавливается система различных налоговых льгот.

Психолого-педагогические требования I уровня призваны защитить ребенка от негативных воздействий, которые оказывают на него определенные виды игрушек. Механизм регуляции качества игрушек по средствам требований I уровня основан на принципе "не навреди".

Игрушки, соответствующие требованиям I уровня, не должны:

1.1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

1.2. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людам и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

1.3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

1.4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

1.5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игрушки, применяемые в психотерапевтической практике.

В психотерапевтической практике могут применяться специальные игрушки, являющиеся средством лечения и профилактики детских неврозов, в том числе детских страхов, направленных на профилактику сексуальных насилий, специальное половое воспитание и др.

При психолого-педагогической экспертизе такого рода специальных игрушек территориальные комиссии должны руководствоваться вышеуказанным Порядком.

Специализированные игрушки в психотерапевтических процедурах могут выступать средствами агрессии по отношению к объектам детских страхов, содержать специальные элементы для полового воспитания и защиты от сексуального насилия, другое.

Объем производства специализированных игрушек должен быть ограничен с учетом запросов специальных служб. Не допускается свободная продажа специализированных игрушек и игрушек ассортимента секс-шопов.

Торговля специализированными игрушками должна ориентироваться целевым образом на соответствующие службы.

Психолого-педагогические требования II уровня призваны осуществлять политику обеспечения развития ценного научного психолого-педагогического потенциала.

Требования II уровня состоят в следующем:

1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.

2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).

3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.