Одобрена
коллегией Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 22.06.99


КОНЦЕПЦИЯ
профессиональной подготовки, повышения квалификации
и переподготовки безработных граждан и незанятого населения
Российской Федерации


Настоящая Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан* и незанятого населения (далее - Концепция) является новой редакцией Концепции, одобренной решением коллегии Федеральной службы занятости России в 1993 году и явившейся в то время документом по формированию деятельности службы занятости в этой области.

________________

* Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в органах по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня регистрации в поисках подходящей работы.


При разработке новой редакции Концепции учтены нынешнее состояние и прогнозы развития рынка труда, системы профессионального образования, результаты научных исследований, опыт профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (далее - профессиональное обучение) безработных граждан в нашей стране и за рубежом, мнения экспертов по наиболее актуальным проблемам занятости населения. Концепция является стратегическим документом по развитию данного направления профессионального образования.

Особенности рынка труда России


Современная ситуация на рынке труда характеризуется продолжающимся сокращением численности занятого населения, ростом скрытой безработицы, увеличением продолжительности безработицы. Численность не имеющих занятия, но активно ищущих работу и в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) классифицируемых как безработные, составляет около 7,6 млн. человек. В каждой второй территории Российской Федерации уровень регистрируемой безработицы превышает среднероссийский (1,5%), а в отдельных территориях наблюдается тенденция к массовой безработице. В последние годы в России резко возросла так называемая "профессиональная" миграция: ежегодно десятки миллионов человек по тем или иным причинам меняют место своей работы.

Основными факторами, определяющими особенности российского рынка труда, являются:

продолжающееся уменьшение общего количества экономически активного населения;

постоянный рост числа неучтенных "самозанятых" граждан;

перераспределение рабочей силы по формам собственности;

рост горизонтальной "профессиональной миграции" между отраслями народного хозяйства, сохранение высокой доли увольнений по собственному желанию среди всех выбывших с предприятий и организаций работников;

несоответствие предложений рабочей силы по профессионально-квалификационной структуре требованиям работодателей, в том числе несоответствие предложения и спроса на рынке труда по профессиям, специальностям, требующим высокого уровня квалификации работников;

неадекватность структуры и качества профессионального образования кадров потребностям рынка труда;

насыщение рынка труда незанятыми выпускниками общеобразовательной и профессиональной школы;

расширение вторичной занятости и занятости в неформальном секторе;

снижение численности населения, занятого экономической деятельностью;

превышение численности выбывающих с предприятий и организаций кадров над численностью принимаемых работников;

активизация процесса высвобождения работников.

Мощным фактором воздействия на рынок труда становятся выпускники общеобразовательных школ и подростки, прекратившие обучение по разным причинам.

Необходимо в самые кратчайшие сроки принять меры, чтобы молодежь выходила на рынок труда социально защищенной, имея профессии, специальности, полученные в профессиональных образовательных учреждениях. Одновременно с этим необходимо совершенствовать трудовое обучение школьников, создавая на базе учебно-производственных комбинатов (УПК) учебные производства, молодежные биржи труда.

Напряженность на рынке рабочей силы усиливается также несоответствием объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня, все еще ориентированных в основном на отраслевой принцип подготовки кадров, что входит в противоречие с кадровыми потребностями территорий. В связи с этим около 30% выпускников учреждений профессионального образования не могут своевременно найти работу по полученным профессиям, специальностям, а многие из них вовсе ее не находят.

Важной проблемой остается подготовка в учреждениях профессионального образования квалифицированных работников широкого профиля, отвечающих требованиям рыночной экономики. Такие работники способны постоянно повышать свою квалификацию, совершенствовать профессиональное мастерство, производительно и творчески трудиться в условиях динамично развивающегося производства и изменяющейся ситуации на рынке труда.

Прогноз экономического развития России на ближайшие годы не показывает снижения уровня безработицы, хотя замедление темпов ее роста вполне реально. Стабилизация и некоторый экономический подъем в стране позволяют прогнозировать увеличение количества рабочих мест, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Продолжающаяся структурная перестройка экономики повлечет за собой процесс изменения профессионально-квалификационной структуры рабочей силы.

В современной социально-экономической ситуации особенно актуальным становится проведение такой государственной политики, которая бы позволила обеспечить развитие человеческих (трудовых) ресурсов, кадрового потенциала государства, адекватных перспективным потребностям общественной практики.

Состояние профессионального обучения безработных
граждан и незанятого населения


Реализация предыдущей Концепции позволила сформировать в Российской Федерации систему профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, представляющую собой совокупность профессиональных образовательных программ и услуг различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений, соответствующих органов управления.

Принят ряд правовых нормативных актов по вопросам профессионального обучения, регламентирующих экономические, финансовые, организационные, учебно-методические и другие аспекты обучения.

Функционирует разветвленная образовательная сеть, насчитывающая около 3,0 тыс. учреждений профессионального образования различных типов, видов и уровней, в том числе 95 учебных центров службы занятости, представляющих на конкурсной основе и договорных условиях свои услуги по профессиональному обучению безработных граждан и незанятого населения.

Созданы и постоянно обновляются территориальные банки данных по учебно-производственным базам, учебным планам и программам, технологиям и методикам обучения. Внедрены единые требования к разработке учебно-программной документации.

За последние годы наметилась тенденция к стабилизации профессионально-квалификационной структуры профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. В результате профессиональное обучение практически осуществляется по профессиям, специальностям, роду занятий, востребованным рынком труда и насчитывающим около 800 наименований.

Совершенствуется работа органов Минтруда России по вопросам занятости населения (далее - органов по вопросам занятости) по взаимодействию с органами управления образованием, учреждениями профессионального образования, работодателями и другими социальными партнерами, направленная на повышение качества и эффективности обучения, наращивание кадрового потенциала преподавателей и организаторов обучения.

В органах по вопросам занятости организацией профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения занимаются квалифицированные специалисты. Действует система их подготовки и повышения квалификации.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения стало одним из важнейших реальных факторов активной политики содействия занятости населения. Ежегодно возрастает численность граждан, направляемых органами по вопросам занятости на обучение. Если в 1993 году на обучение было направлено 113,5 тыс. человек, в 1997 году - 211,6 тыс. человек, то в 1998 году - около 243,0 тыс. человек, в 1999 году - 285,8 тыс. человек, в 2000 году - 341,2 тыс. человек. За период с 1993 по 2000 год органы по вопросам занятости направили на обучение более 1,9 млн. человек, а закончили его около 1,7 млн. человек.

Повышается эффективность профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Согласно методологии Международной Организации Труда (МОТ) трудоустройство 55% и более граждан, закончивших обучение, является высоким результатом, дающим право на приоритетное финансирование обучения. В Российской Федерации этот показатель в 1993 году составлял 59,2%, в 1997 году - 84,3%, в 1998 году - 88,3%, в 1999 году - 90,6%, а в 2000 году он достиг 91,4%.

Вместе с тем, исходя из особенностей рынка труда, в настоящее время и в перспективе существенно возрастают требования к качеству рабочей силы, ее конкурентоспособности и профессиональной мобильности.

Государственная политика в области профессионального
обучения безработных граждан и незанятого населения


Государственная политика в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения будет формироваться и проводиться* в контексте состояния и тенденций развития системы образования, общероссийского и территориальных рынков труда.

________________

* Жирным шрифтом выделен текст, который отражает изменения и дополнения, внесенные в Концепцию.


Особенность профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения заключается в том, что, с одной стороны, это неотъемлемая составная часть всей системы непрерывного образования. Отсюда вытекает приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, свобода и плюрализм в образовании. С другой стороны, профессиональное обучение детерминировано факторами, определяющими особенности российского рынка труда, в том числе несоответствием образовательных потребностей личности спросу на рынке рабочей силы в условиях острого дефицита средств.

Поэтому главной целью профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является повышение их конкурентоспособности с целью трудоустройства посредством предоставления им различных образовательных услуг на основе согласования потребностей личности, работодателей и прогнозов развития рынка труда.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения базируется на следующих основных принципах:

подход к профессиональному обучению как к интегральному процессу, включающему в себя не только приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, но и осуществление с ними профориентационной работы и психологической поддержки;

преемственность обучения с имеющимися образовательным потенциалом и навыками трудовой деятельности граждан;

формирование адекватного требованиям рынка труда содержания обучения, широкое внедрение современных эффективных технологий и методик обучения;

многоканальность источников финансирования и оптимизация затрат на оказание услуг по профессиональному обучению;

тесное взаимодействие органов по вопросам занятости со всеми социальными партнерами в области профессионального обучения.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения призвано решать следующие основные задачи:

удовлетворять потребности безработных граждан и незанятого населения в профессиональном обучении в целях обеспечения их занятости в соответствии с социальным заказом на подготовку квалифицированных кадров, с учетом требований рынка труда;

обеспечивать оптимальный баланс потребностей безработных граждан в профессиональном обучении путем предоставления им возможностей в выборе профессий, специальностей, рода занятий, образовательных учреждений, видов и форм обучения и потребностей рынка труда в определенной профессионально-квалификационной структуре рабочей силы;

способствовать развитию системы непрерывного образования граждан, включая внутрипроизводственное (внутрифирменное) обучение персонала, расширение возможности самообучения, опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения.

Активная политика занятости, реализуемая путем профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, прежде всего должна быть направлена:

на усиление адресной социальной поддержки безработных граждан и незанятого населения, нуждающихся в профессиональном обучении в целях занятости, введение соответствующих нормативов на количество безработных, направляемых на обучение;

на обеспечение приоритетного финансирования этого направления деятельности органов по вопросам занятости за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных для реализации государственной политики занятости населения, и других источников финансирования, в том числе средств самих безработных граждан и незанятого населения при предоставлении им дополнительных образовательных услуг.

Для реализации задач профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения важное значение будет иметь дальнейшее развитие взаимодействия органов по вопросам занятости с органами управления образованием, разработка и внедрение новой рыночной категории - профессиональных стандартов, требований к профессиям, специальностям, должностям, их взаимосвязь с государственными образовательными стандартами.

Развитие системы профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения должно стать одним из важных элементов, неотъемлемой частью формируемой в настоящее время государственной политики в области развития человеческих ресурсов.

Социально-экономические аспекты
профессионального обучения


Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения призвано выполнять широкие экономические и социальные функции. В экономическом аспекте - это развитие трудовых ресурсов общества, повышение профессиональной мобильности, в социальном - повышение профессиональной устойчивости и конкурентоспособности на рынке труда, что должно рассматриваться как важнейшее средство защиты от безработицы.

При естественной безработице профессиональное обучение по своей структуре и содержанию в определенной мере соответствует потребностям работодателей в рабочей силе. Оно должно формировать у работника готовность к смене работы, к возможным межотраслевым и межтерриториальным подвижкам, способствовать активному поиску работы. Так, при фрикционной безработице для адаптации к новому рабочему месту чаще всего требуется кратковременная, узкопрофессиональная коррекция имеющихся знаний, умений и навыков на основе гибкого, индивидуального подхода.

При искусственно низкой безработице профессиональное обучение является одним из факторов ее поддержания.

При технологической и структурной безработице, относящейся к открытой вынужденной безработице и часто требующей трансформации квалификации работников, профессиональное обучение должно носить опережающий характер. Наиболее перспективными в этом случае являются технологии и формы интенсивного обучения.

Региональная безработица требует от профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения гибкого приспособления к ее специфике. Это может быть достигнуто, в частности, за счет участия органов по вопросам занятости в формировании региональной составляющей государственных стандартов профессионального образования.

Аналогичные подходы целесообразно использовать при циклической, скрытой вынужденной, институциональной и других видах безработицы с учетом их специфики.

В современных условиях возрастает значение мотивации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Стремление к получению новых знаний и профессиональных навыков существенно усиливается, если обучающийся четко понимает необходимость своего непрерывного образования для реализации личных жизненных планов и намерений, скорейшего трудоустройства, достижения устойчивой занятости и гибкой адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда.

Поэтому профессиональное обучение как процесс вооружения человека знаниями, навыками и умениями должно сопровождаться и дополняться профессиональной ориентацией как системой средств по развитию социальной и личностной мобильности, формированию у граждан способности к самоанализу, принятию обоснованных решений по выбору и перемене профессии.

Услуги органов по вопросам занятости в области профессионального
обучения безработных граждан и незанятого населения


Под образовательными услугами органов по вопросам занятости понимается деятельность, включая информационную, направленная на удовлетворение образовательных потребностей безработных граждан и незанятого населения в целях последующей занятости.

Профессиональное обучение безработных граждан по направлению органов по вопросам занятости может осуществляться в случаях, если:

невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

необходимо изменить профессию, специальность, род занятий в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным знаниям, навыкам и умениям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»