Действующий

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры

II. Приоритетные меры на уровне систем учреждений

5. Каждому высшему учебному заведению следует определить стоящие перед ним задачи с учетом нынешних и будущих потребностей общества исходя из того, что в любой стране или регионе высшее образование имеет важнейшее значение для достижения требуемого уровня устойчивого и экологически безопасного экономического и социального развития, для творческой деятельности, обогащаемой лучшим знанием и пониманием культурного наследия, для повышения уровня жизни и обеспечения внутренней и международной гармонии и мира на основе прав человека, демократии, терпимости и взаимного уважения. Эти задачи должны отражать концепцию академической свободы, закрепленную в Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 года.

6. При определении приоритетов своих программ и структур высшим учебным заведениям следует:

а) учитывать необходимость соблюдения этических норм, научной и интеллектуальной требовательности, а также многодисциплинарного и трасдисциплинарного подхода;

б) стремиться прежде всего к созданию систем обеспечения доступа для всех тех, кто обладает необходимыми способностями и мотивацией;

в) использовать свою автономию и высокий академический уровень для того, чтобы содействовать устойчивому развитию общества и решению проблем, которые встанут перед ним в будущем. Им следует развивать свою способность выступать с предостережениями в свете анализа возникающих социальных, культурных, экономических и политических тенденций на основе многодисциплинарного и трансдисциплинарного подхода с уделением особого внимания:

- высокому качеству обучения и четкому пониманию его социальной значимости и его научно обоснованной функции предвидения;

- знанию фундаментальных социальных вопросов, в частности связанных с ликвидацией нищеты, обеспечением устойчивого развития, налаживанием межкультурного диалога и формированием культуры мира;

- необходимости тесной связи с эффективными исследовательскими организациями или институтами, которые проводят плодотворные научные исследования;

- развитию системы образования в целом в свете рекомендаций и новых целей в области образования, намеченных в докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО в 1996 году;

- основам общечеловеческой этики, применимым к каждой профессии и ко всем видам человеческой деятельности;

г) обеспечивать, чтобы профессорско-преподавательский состав, особенно, по возможности, в университетах, участвовал в преподавании, научных исследованиях, наставнической работе со студентами и руководстве делами учебного заведения;

д) принимать все необходимые меры с целью укрепления своего служения обществу, в частности деятельности, направленной на ликвидацию нищеты, нетерпимости, насилия, неграмотности, голода и болезней на основе междисциплинарного и трансдисциплинарного подхода к анализу проблем, задач и различных вопросов;

е) устанавливать свои отношения с миром труда на новой основе, в том числе с помощью эффективных партнерских связей со всеми соответствующими социальными силами, начиная с взаимного согласования действий и поиска решений насущных проблем человечества, неизменно действуя при этом в рамках ответственной автономии и академических свобод;

ж) обеспечивать высокое качество, соответствующее международным требованиям, рассматривать как внутреннюю, так и внешнюю отчетность и оценку, при уважении автономии и академических свобод, в качестве нормального и неотъемлемого элемента своего функционирования и институциализировать специально предназначенные для этого транспарентные системы, структуры или механизмы;

з) создавать соответствующие структуры и/или механизмы и программы, обеспечивающие повышение квалификации преподавательского персонала, поскольку образование на протяжении всей жизни требует от профессорско-преподавательского состава обновления и совершенствования своего педагогического мастерства и методов обучения в гораздо большей степени, нежели при нынешних системах, рассчитанных главным образом на короткие периоды преподавания в высшей школе;

и) поощрять и развивать исследования, являющиеся необходимым элементом всех систем высшего образования, во всех научных дисциплинах, включая гуманитарные и социальные науки и искусство, с учетом их актуальности для развития. Следует также расширять исследования, посвященные самому высшему образованию, с помощью таких механизмов, как Форум по высшему образованию ЮНЕСКО (Университет ООН и кафедры ЮНЕСКО по высшему образованию). Необходимы объективные и своевременные исследования, позволяющие беспрепятственно продвигаться к решению в странах таких ключевых задач, как обеспечение доступа, качества, адекватности и диверсификации высшего образования;

к) устранять проявления неравенства мужчин и женщин и связанных с этим предрассудков в учебных планах и научных исследованиях и принимать все надлежащие меры на всех уровнях управления для обеспечения сбалансированной представленности как мужчин, так и женщин среди студентов и преподавателей;

л) обеспечивать, в соответствующих случаях, профессиональную ориентацию и консультирование учащихся, организацию курсов для отстающих, подготовку к обучению и другие формы поддержки студентов, включая меры, направленные на улучшение условий их жизни.

7. Хотя во всем мире ощущается большая потребность в установлении более тесных связей между высшим образованием и миром труда, такие связи особенно важны для развивающихся государств и особенно наименее развитых стран, учитывая их низкий уровень экономического развития. Правительствам этих стран следует принять соответствующие меры, направленные на решение этой задачи, например путем укрепления учреждений высшего /профессионального/ технического образования. В то же время необходимы и международные действия, с тем чтобы поддерживать в этих странах совместные начинания высших учебных заведений и промышленности. Необходимо будет изучить возможность с помощью различных механизмов оказания поддержки выпускникам высших учебных заведений в деле создания малых и средних предприятий исходя из положительного опыта применения системы микрокредитования и других форм стимулирования. На институциональном уровне в области высшего образования следует уделять серьезное внимание выработке предпринимательских навыков и инициативности, с тем чтобы способствовать трудоустройству выпускников высших учебных заведений, которым во все большей степени придется не только заниматься поиском работы, но и самим создавать рабочие места.

8. Следует в максимально возможной степени обеспечить широкое использование новых технологий в целях оказания поддержки высшим учебным заведениям, укрепления академической подготовки, расширения доступа, повсеместного распространения и роста знаний, а также содействия обучению на протяжении всей жизни. Правительствам, учебным заведениям и частному сектору следует стремиться к адекватному обеспечению инфраструктур компьютерных и коммуникационных сетей, вычислительной техники и подготовки людских ресурсов.

9. Взрослым обучающимся следует обеспечивать доступ в высшие учебные заведения, для чего необходимо:

а) разработать эффективные механизмы для признания результатов обучения, пройденного в различных условиях, и для обеспечения того, чтобы полученные отметки могли зачитываться как внутри учебных заведений, так и между учебными заведениями, секторами и государствами;

б) налаживать совместные партнерские связи в области научных исследований и подготовки кадров между системой высшего образования и общинами и предоставлять услуги высших учебных заведений группам со стороны;

в) проводить междисциплинарные исследования по всем аспектам образования и обучения взрослых с участием самих взрослых обучающихся;

г) создавать возможности для обучения взрослых с использованием гибких, открытых и творческих методов.