Действующий

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры

III. Меры, подлежащие принятию на международном уровне,
и в частности меры, инициатором которых следует
считать ЮНЕСКО

10. Сотрудничество следует рассматривать в качестве неотъемлемой составной части задач, стоящих перед учреждениями и системами высшего образования. Межправительственным организациям, учреждениям-донорам и неправительственным организациям следует расширять свою деятельность с целью разработки основанных на солидарности и партнерстве проектов межуниверситетского сотрудничества, в частности через породненные учреждения, в качестве средства сокращения разрыва между богатыми и бедными странами в важнейших областях выработки и применения знаний. Каждому высшему учебному заведению следует предусмотреть создание соответствующей структуры и/или механизма для содействия развитию международного сотрудничества и управления им.

11. ЮНЕСКО и другие межправительственные и неправительственные организации, действующие в области высшего образования, государства в рамках своих программ двустороннего и многостороннего сотрудничества, академическое сообщество и все соответствующие партнеры в обществе должны еще более активно способствовать международной академической мобильности как средству продвижения и совместного использования знаний в целях обеспечения и укрепления солидарности как основного элемента будущего глобального общества знаний, в том числе путем оказания активной поддержки совместному плану работы (1999-2005 годы) шести межправительственных комитетов, ответственных за применение региональных конвенций о признании учебных курсов, степеней и дипломов, а также путем проведения широкомасштабной совместной деятельности, включая создание системы зачетных пунктов для установления эквивалентности курсов обучения, с уделением особого внимания сотрудничеству Юг-Юг и потребностям наименее развитых стран и малых государств, не располагающих высшими учебными заведениями или располагающих ограниченным числом таких заведений.

12. Высшим учебным заведениям промышленно развитых стран следует стремиться принимать меры, направленные на развитие международного сотрудничества с аналогичными учреждениями развивающихся стран, в особенности с такими учреждениями бедных стран. В рамках такого сотрудничества высшим учебным заведениям следует предпринимать усилия, направленные на обеспечение справедливого признания учебных курсов, пройденных за границей. ЮНЕСКО следует выступить с инициативами развития высшего образования по всему миру, установив конкретные цели, достижение которых позволило бы получить ощутимые результаты. Одной из форм такой деятельности могло бы стать осуществление в различных регионах проектов, позволяющих возобновить усилия, направленные на создание и/или укрепление в развивающихся странах центров передового опыта, в частности в рамках программы УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО, опираясь на сети национальных, региональных и международных высших учебных заведений.

13. ЮНЕСКО вместе со всеми заинтересованными представителями общества должна также принимать меры, направленные на смягчение негативных последствий "утечки умов" и перехода к динамичному процессу "привлечения умов". Во всех регионах мира необходимо провести всесторонний анализ причин и последствий "утечки умов". Опираясь на совместные усилия международного сообщества и на академическою солидарность, следует развернуть активную кампанию в этом направлении и способствовать возвращению в свои страны преподавателей и научных работников, в свое время их покинувших, а также привлечению университетских добровольцев, -недавно вышедших на пенсию преподавателей и научных работников или молодых преподавателей и научных работников, находящихся в начале своей профессиональной карьеры, - которые хотели бы преподавать и проводить научные исследования в высших учебных заведениях развивающихся стран. Важнейшее значение одновременно имеет оказание поддержки усилиям развивающихся стран по созданию и укреплению их собственного потенциала в сфере образования.

14. В этих рамках ЮНЕСКО следует:

а) содействовать лучшей координации между межправительственными, надправительственными и неправительственными организациями, учреждениями и фондами, оказывающими спонсорскую поддержку существующим программам и проектам международного сотрудничества в области высшего образования. Кроме того, усилия по координации должны предприниматься в контексте национальных приоритетов. Это могло бы позволить объединить и совместно использовать ресурсы, избегать дублирования и содействовать более глубокой проработке проектов, усилению воздействия проводимых мероприятий и повышению их эффективности путем коллективного согласования и рассмотрения. Программы, направленные на быструю передачу знаний, поддерживающие институциональное развитие и предусматривающие создание центров передового опыта во всех областях знаний, в частности в области воспитания в духе мира, урегулирования конфликтов, прав человека и демократии должны пользоваться поддержкой учебных заведений, а также государственных и частных доноров;

б) совместно с Университетом Организации Объединенных Наций и с национальными комиссиями, различными межправительственными и неправительственными организациями стать аналитическим форумом по высшему образованию с целью:

1) подготовки обновленных докладов о состоянии знаний в вопросах высшего образования во всех частях мира;

2) содействия новаторским проектам в области подготовки кадров и научных исследований, направленным на повышение конкретной роли высшего образования в деле обучения на протяжении всей жизни;

3) укрепления международного сотрудничества и уделения особого внимания роли высшего образования в вопросах гражданского воспитания, устойчивого развития и мира;

4) содействия обмену информацией и создания, в случае необходимости, базы данных об успешном опыте и нововведениях, которой могут пользоваться учреждения, сталкивающиеся с трудностями при реформировании высшего образования;

в) осуществлять конкретную деятельность по оказанию поддержки высшим учебным заведениям/университетам в наименее развитых частях мира и в регионах, испытывающих последствия конфликтов или стихийных бедствий;

г) предпринимать новые усилия с целью создания или/и укрепления центров передового опыта в развивающихся странах;

д) взять на себя инициативу по разработке международного правового акта, посвященного академической свободе, независимости и социальной ответственности, в связи с Рекомендацией о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений;

е) обеспечить претворение в жизнь всемирной декларации о высшем образовании и Рамок приоритетных мер совместно с другими межправительственными и неправительственными организациями и со всеми партнерами в сфере высшего образования, включая Университет Организации Объединенных Наций, Коллективную консультацию неправительственных организаций по высшему образованию и Студенческий форум ЮНЕСКО. ЮНЕСКО должна играть решающую роль в содействии международному сотрудничеству в области высшего образования, обеспечивая претворение в жизнь вышеназванных документов. Следует предусмотреть придание соответствующего приоритета этой деятельности при разработке следующего проекта Программы и бюджета ЮНЕСКО.   



Текст документа сверен по:

"Сборник документов, касающихся международных
аспектов высшего образования"
СПб., 2000 год