Действующий

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры

I. Приоритетные меры на национальном уровне

1. Государствам, включая их правительства, парламенты и другие руководящие органы*, следует:
________________

* Выделение полужирным шрифтом сделано в оригинале документа.


а) разработать в соответствующих случаях рамки законодательных, политических и финансовых мер, направленных на реформу и дальнейшее развитие высшего образования исходя из положений Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашается, что высшее образование "должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого". Недопустима никакая дискриминация, никто не может быть исключен из сферы высшего образования, его отдельных областей обучения, ступеней или каких-либо видов учебных заведений в силу его расы, пола, языка, религии, возраста или в силу каких-либо экономических или социальных различий или физических недостатков;

б) укреплять связи между высшим образованием и научными исследованиями;

в) рассматривать и использовать высшее образование в качестве катализатора всей системы образования;

г) обеспечивать развитие высших учебных заведений, в том числе на основе принципов обучения на протяжении всей жизни, предоставляя учащимся оптимальный диапазон выбора и гибкости в том, что касается начала и завершения обучения в рамках системы высшего образования, соответственно по-новому определить их роль, что подразумевает обеспечение открытого постоянного доступа к высшему образованию и необходимость компенсирующих программ, а также аттестации и признания ранее полученного образования;

д) предпринимать, в случае необходимости, усилия по установлению тесных связей между высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами исходя из того, что образование и научная деятельность являются двумя тесно связанными элементами в развитии знаний;

е) разрабатывать новаторские формы сотрудничества между высшими учебными заведениями и различными секторами общества для обеспечения эффективного вклада высшего образования и научно-исследовательских программ в развитие на местном, региональном и международном уровнях;

ж) выполнить взятые ими в области высшего образования обязательства и проследить за выполнением тех обещаний, которые были даны с их согласия на ряде форумов, в частности обещаний, сделанных в ходе последнего десятилетия в отношении людских, материальных и финансовых ресурсов, человеческого развития и образования в целом, в том числе и высшего образования;

з) разработать рамки политики, обеспечивающие установление новых партнерских отношений и участие всех соответствующих партнеров в деятельности, касающейся всех аспектов высшего образования: процесса оценки, включая обновление учебных планов и программ, повышения педагогической квалификации, обеспечения профессиональной ориентации и консультирования, а также в рамках действующих институциональных механизмов, разработки политики и управления высшими учебными заведениями;

и) определить и применять политику, направленную на устранение в высшем образовании любых стереотипов, основанных на различиях по признаку пола, и расширить участие женщин на всех уровнях и во всех дисциплинах, где они недопредставлены в настоящее время, и в частности обеспечить их более активное участие в принятии решений;

к) разработать четкую политику в отношении преподавателей высших учебных заведений, как это предусмотрено Рекомендацией о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 года;

л) признавать, что студенты должны находиться в центре внимания высшего образования и входить в число участников этого процесса. Через соответствующие институциональные структуры их следует привлекать к деятельности по обновлению этой ступени образования (включая реформу учебных планов и педагогических методик), а также к принятию решений в рамках существующих учреждений;

м) признавать, что учащиеся имеют право на создание независимых организаций;

н) содействовать и благоприятствовать национальной и международной мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов в качестве одного из необходимых условий обеспечения высокого качества и адекватности высшего образования;

о) создавать и обеспечивать такие условия, которые необходимы для осуществления академической свободы и институциональной автономии, с тем чтобы высшие учебные заведения наряду с теми лицами, которые занимаются высшим образованием и научными исследованиями, могли выполнять свои обязанности по отношению к обществу.

2. Тем государствам, где уровень приема в высшие учебные заведения является низким по сравнению с сопоставимыми международно признанными нормами, следует стремиться обеспечить такой уровень высшего образования, который будет отвечать соответствующим потребностям государственного и частного секторов, а также разработать планы, направленные на диверсификацию и расширение доступа, в особенности для всех меньшинств и групп, находящихся в неблагоприятном положении.

3. В перспективе обучения на протяжении всей жизни следует коренным образом пересмотреть взаимосвязь с общим, техническим и профессиональным средним образованием. Доступ к любой форме высшего образования должен оставаться открытым для всех, кто успешно заканчивает среднее или эквивалентное ему образование или отвечает вступительным требованиям в любом возрасте; при этом следует предусмотреть, в особенности для учащихся более старшего возраста, не имеющих официального свидетельства о среднем образовании, возможность доступа к высшему образованию путем учета их профессионального опыта. Однако подготовка к высшему образованию не должна быть единственной или основной целью среднего образования, задача которого заключается также и в том, чтобы подготовить учащихся к миру труда, предоставляя, когда это необходимо, дополнительную подготовку, с тем чтобы они обладали знаниями, способностями и навыками, позволяющими им работать по широкому кругу специальностей. Следует развивать концепцию компенсирующих программ, с тем чтобы вступающие на рынок труда могли возобновить обучение на более позднем этапе.

4. Следует принять конкретные меры, направленные на сокращение расширяющегося разрыва в области высшего образования и научных исследований между промышленно развитыми и развивающимися странами, в особенности наименее развитыми странами. Необходимы конкретные шаги для содействия расширению сотрудничества в областях высшего образования и научных исследований между странами, находящимися на всех уровнях экономического развития. Следует предусмотреть выделение бюджетных средств на эти цели наряду с разработкой взаимовыгодных соглашений с привлечением промышленных кругов на национальном и международном уровнях, с тем чтобы обеспечить устойчивый характер совместных мероприятий и проектов путем использования соответствующих стимулов и финансирования в областях образования, исследований и разработок высокого научного уровня в этих странах.