Действующий

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры

Статья 10

Сотрудники и учащиеся высших учебных заведений
в качестве основных действующих лиц

а) Активная политика повышения квалификации сотрудников является существенно важным элементом деятельности высших учебных заведений. Должна быть разработана четкая политика, касающаяся преподавателей высших учебных заведений, которые сегодня должны не только выступать в качестве источников знаний, но и уделять первоочередное внимание тому, чтобы прививать студентам умение учиться, умение брать на себя инициативу. Следует уделять должное внимание проведению научных исследований и обновлению и совершенствованию педагогических навыков преподавателей на основе соответствующих программ повышения квалификации, стимулирующих постоянное внесение новаторских элементов в учебную программу, методы преподавания и обучения; при этом необходимо обеспечить их соответствующее профессиональное и финансовое положение в целях повышения уровня научных исследований и преподавания, согласно соответствующим положениям Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 года. Для этого более важное значение следует придавать международному опыту. Помимо этого, в свете роли высшего образования в деле обучения на протяжении всей жизни, рабочий опыт, приобретенный вне стен учебных заведений, следует рассматривать в качестве соответствующей квалификации сотрудников высших учебных заведений.

б) Всеми высшими учебными заведениями, готовящими учителей доначальных, начальных и средних школ, должна быть разработана четкая политика, стимулирующая постоянное внесение новаторских элементов в программу обучения, использование оптимальной практики, связанной с методами преподавания, а также знакомство с различными стилями обучения. Важнейшее значение имеет использование соответствующим образом подготовленного административного и технического персонала.

в) Лица, отвечающие за принятие решений на государственном и ведомственном уровнях, должны уделять учащимся и их потребностям самое пристальное внимание, рассматривая их в качестве основных партнеров и ответственных участников процесса обновления высшего образования. Такой подход должен включать привлечение учащихся к решению вопросов, связанных с высшим образованием, к оценке, к обновлению методики и программ обучения, а также, в рамках действующих учреждений, к разработке политики и управлению учебными заведениями. В свете права учащихся на организацию и представленность следует гарантировать их привлечение к решению этих вопросов.

г) Необходимо развивать совместно со студенческими организациями службы ориентирования и консультирования, с тем чтобы оказывать учащимся содействие в переходе к высшему образованию в любом возрасте, а также с тем, чтобы учитывать потребности все более диверсифицированных категорий учащихся. Следует учитывать потребности не только тех, кто приходит в систему высшего образования со школьной скамьи или из других учебных заведений, но и тех, кто прекращает и возобновляет обучение в рамках процесса, протекающего на протяжении всей жизни. Такая поддержка необходима для содействия тому, чтобы учащийся должным образом освоился в учебном заведении, и для уменьшения отсева. Учащимся, все же прерывающим обучение, в соответствующих случаях и в должное время следует предоставлять необходимые возможности для возвращения в систему высшего образования.