а) В соответствии со статьей 26.1 Всеобщей декларации прав человека доступ к высшему образованию должен определяться способностями, возможностями, усилиями, упорством и настойчивостью тех, кто хочет получить такое образование, и возможность получения такого доступа может сохраняться на протяжении всей жизни так, чтобы ею можно было воспользоваться в любое время при должном признании ранее приобретенных навыков. Поэтому недопустима никакая дискриминация в отношении доступа к высшему образованию по признаку расы, пола, языка и религии, а также в силу каких-либо экономических, культурных и социальных различий или физических недостатков.
б) Обеспечение равноправного доступа к высшему образованию должно начинаться с укрепления и, при необходимости, переориентации его связей со всеми другими ступенями образования, особенно со средним образованием. Высшие учебные заведения следует рассматривать в качестве составной части системы образования, начинающейся с дошкольного воспитания и начального образования и продолжающейся на протяжении всей жизни; сами высшие учебные заведения должны вести в своих стенах соответствующую работу, чтобы быть компонентом этой системы и содействовать ее развитию. Высшие учебные заведения должны работать в тесном сотрудничестве с родителями, школами, учащимися, социально-экономическими группами и общинами. Среднее образование должно не только готовить квалифицированных кандидатов для получения высшего образования путем развития у них способностей к обучению на широкой основе, но также открывать путь к активной жизни путем предоставления подготовки для самой различной работы. Однако доступ к высшему образованию должен оставаться открытым для тех, кто успешно заканчивает среднюю школу или ее эквивалент либо представляет свидетельства, необходимые для поступления, причем, насколько это возможно, в любом возрасте и без какой бы то ни было дискриминации.
в) В связи с этим быстрое и повсеместное повышение спроса на высшее образование требует, чтобы в надлежащих случаях в рамках любой политики предпочтение отныне отдавалось подходу, основанному на способностях каждого, как это определено выше в статье 3а.
г) Необходимо активно содействовать доступу к высшему образованию представителей некоторых особых целевых групп, таких как коренные народы, культурные и языковые меньшинства, обездоленные слои населения, жители оккупированных территорий и инвалиды, поскольку эти группы как в коллективном, так и в индивидуальном плане обладают опытом и талантом, которые могут представлять большую ценность для развития обществ и наций. Те трудности, с которыми эти группы сталкиваются в вопросах как доступа к высшему образованию, так и его продолжения, могут быть преодолены благодаря специальной материальной и педагогической помощи.