Действующий

Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры

ПРЕАМБУЛА

На пороге XXI века мы являемся свидетелями беспрецедентного спроса на высшее образование и его широкой диверсификации наряду со все большим осознанием его решающего значения для социально-культурного и экономического развития и создания такого будущего, в котором более молодые поколения должны будут овладевать новыми навыками, знаниями и идеями. Под высшим образованием понимаются "все виды учебных курсов, обучения или подготовки для научных исследований на послесреднем уровне, предоставляемых университетами или другими учебными заведениями, которые признаны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными государственными властями*". Повсюду высшее образование сталкивается с серьезными проблемами и трудностями в таких областях, как финансирование, создание справедливых условий доступа к учебным курсам и самого обучения на этих курсах, содействие повышению профессиональной квалификации, ориентация подготовки на приобретение конкретных навыков, повышение и сохранение качества преподавания, научных исследований и услуг, обеспечение адекватности программ, возможности трудоустройства выпускников, заключение действенных соглашений о сотрудничестве и обеспечение равноправного доступа к благам международного сотрудничества. В то же самое время перед высшим образованием открываются новые горизонты, связанные с технологиями, которые способствуют созданию знаний, управлению ими, их распространению, доступу к ним и контролю за ними. Равноправный доступ к таким технологиям следует обеспечить на всех уровнях систем образования.

________________

* Определение, утвержденное Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 27-й сессии (ноябрь 1993 года) в Рекомендации о признании учебных курсов и свидетельств о высшем образовании.


Вторая половина нынешнего столетия войдет в историю высшего образования как период его наиболее бурного развития: с 1960 по 1995 годы численность студентов во всех странах мира возросла с 13 млн. до 82 млн., то есть более чем в шесть раз. Наряду с этим, в этот же период еще больше увеличился и так уже огромный разрыв между промышленно развитыми и развивающимися странами, в особенности наименее развитыми странами, в отношении доступа к высшему образованию и научным исследованиям, а также в отношении ресурсов, выделяемых на них. Этот период характеризовался также еще большим социально-экономическим расслоением и ростом различий с точки зрения возможностей получения образования внутри самих стран, включая некоторые наиболее развитые и богатые страны. Без адекватного высшего образования и научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития на эндогенной основе, а развивающиеся и бедные страны не могут, помимо прочего, сократить разрыв между ними и промышленно развитыми странами. Совместное использование знаний, международное сотрудничество и новые технологии способны открыть новые возможности для сокращения этого разрыва.

Высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Масштабность и темпы преобразований таковы, что общество все больше зиждется на знаниях, так что высшее образование и научные исследования в настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов культурного, социально-экономического и экологически устойчивого развития человека, сообществ и наций. В связи с этим перед самим высшим образованием встают грандиозные задачи, требующие его самого радикального преобразования и обновления, подвергать которым его еще никогда не приходилось, с тем чтобы наше общество, которое ныне переживает глубокий кризис ценностей, могло выйти за рамки чисто экономических соображений и воспринять более глубокие аспекты нравственности и духовности.

Именно с целью поиска решений этих проблем и развертывания процесса серьезной реформы высшего образования во всем мире ЮНЕСКО созвала Всемирную конференцию по высшему образованию для XXI века: подходы и практические меры. В ходе подготовки к этой конференции ЮНЕСКО в 1995 году издала "Программный документ: реформа и развитие высшего образования". Впоследствии были проведены пять региональных консультаций (Гавана, ноябрь 1996 года; Дакар, апрель 1997 года; Токио, июль 1997 года; Палермо, сентябрь 1997 года; Бейрут, март 1998 года). Принятые на них декларации и планы действий, несмотря на присущую им специфику, должным образом учтены в настоящей Декларации - как и весь процесс анализа, осуществленного в ходе подготовки Всемирной конференции, - и прилагаются к ней.


***

Мы, участники Всемирной конференции по высшему образованию, собравшиеся в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже с 5 по 9 октября 1998 года, напоминая о принципах Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах, напоминая о Всеобщей декларации прав человека, пункт 1 статьи 26 которой гласит, что "каждый человек имеет право на образование" и что "высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого", и одобряя основные принципы Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), которая в Статье 4 обязывает государства, являющиеся сторонами этой Конвенции, "сделать высшее образование доступным для всех на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого", принимая во внимание касающиеся высшего образования рекомендации крупных комиссий и конференций, в частности Международной комиссии по образованию для XXI века, Всемирной комиссии по культуре и развитию, 44-й и 45-й сессий Международной конференции по образованию (Женева, 1994 и 1996 годы), решения 27-й и 29-й сессий Генеральной конференции ЮНЕСКО, касающиеся, в частности, Рекомендации о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, Всемирной конференции по образованию для всех (Джомтьен, Таиланд, 1990 год), Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 год), Конференции по академической свободе и университетской автономии (Синая, 1992 год), Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 год), Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год), 4-й Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год), Международного конгресса по образованию и информатике (Москва, 1996 год). Всемирного конгресса по высшему образованию и развитию людских ресурсов для XXI века (Манила, 1997 год), 5-й Международной конференции по образованию взрослых (Гамбург, 1997 год) и в особенности Повестки дня на будущее по теме 2 (Улучшение условий и качества обучения), в рамках которой предусматривается, что "мы обязуемся обеспечить … открытие школ, колледжей и университетов для взрослых обучающихся путем … обращения с призывом ко Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, 1998 год) содействовать преобразованию учреждений послесреднего образования в учебные заведения, обеспечивающие обучение на протяжении всей жизни, а также определить соответствующую роль университетов", будучи убеждены, что образование является важнейшей опорой прав человека, демократии, устойчивого развития и мира и поэтому должно стать доступным для всех на протяжении всей жизни и что необходимы меры для обеспечения координации и сотрудничества между различными секторами, особенно между общим, техническим и профессиональным средним и послесредним образованием, а также между университетами, колледжами и техническими учебными заведениями, полагая, что в этих условиях решение проблем, с которыми мы сталкиваемся на пороге XXI века, будет определяться мировоззрением будущего общества, а также той ролью, которая отводится образованию в целом и высшему образованию в частности, осознавая, что на пороге нового тысячелетия высшее образование призвано отстаивать ценности и идеалы культуры мира и что для этого необходима мобилизация интеллектуального сообщества, принимая во внимание, что существенное изменение и развитие высшего образования, повышение его качества и адекватности, а также решение основных проблем, с которыми оно сталкивается, требуют активного привлечения не только правительств и высших учебных заведений, но и всех заинтересованных лиц, включая студентов и их семьи, преподавателей, представителей деловых кругов и промышленности, государственный и частный секторы экономики, парламенты, средства информации, сообщества, профессиональные ассоциации и общество; они также требуют большей ответственности высших учебных заведений перед обществом и их подотчетности в вопросах использования государственных и частных, национальных или международных ресурсов, подчеркивая, что системы высшего образования должны укреплять свой потенциал функционирования в условиях нестабильности, преобразовываться и одновременно служить источником преобразований, удовлетворять социальные потребности и содействовать обеспечению справедливости и равенства; они должны сохранять и практиковать научную требовательность и оригинальность, действуя в духе беспристрастности, что является основополагающим условием достижения и поддержания необходимого уровня качества; они должны уделять в своей работе основное внимание студентам исходя из перспективы образования на протяжении всей жизни, с тем чтобы обеспечить их всестороннюю интеграцию в глобальное общество знаний грядущего столетия, а также полагая, что международное сотрудничество и обмены являются основными путями развития высшего образования во всем мире, провозглашаем следующее: