БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

РЕКОМЕНДАЦИЯ
 о развитии образования взрослых


от 26 ноября 1976 года

Генеральная конференция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, 19-я Сессия которой проходила в Найроби с 26 октября по 30 ноября 1976 года, напоминая о принципах, изложенных в Статьях 26 и 27 Всеобщей декларации прав человека, которые гарантируют и оговаривают право каждого человека получать образование и свободно участвовать в культурной жизни, заниматься искусством и наукой, а также о принципах, изложенных в Статьях 13 и 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, принимая во внимание, что образование неотделимо от демократии, от ликвидации привилегий и от содействия в рамках всего общества идеям автономии, ответственности и диалога, принимая во внимание, что доступ взрослых к образованию, в перспективе непрерывного образования, является одним из основных аспектов права на образование и способствует осуществлению права принимать участие в политической и культурной жизни, заниматься искусством и наукой, принимая во внимание, что в целях всестороннего развития человеческой личности, в частности в связи с быстрыми темпами научно-технических, экономических и социальных изменений, образование должно рассматриваться в глобальном масштабе и как непрерывный процесс, принимая во внимание, что развитие образования взрослых, в контексте непрерывного образования, необходимо для обеспечения более рационального и более справедливого распределения ресурсов в области образования между молодежью и взрослыми и между различными социальными группами, а также для обеспечения лучшего взаимопонимания и более эффективного сотрудничества между поколениями и большего политического, социального и экономического равенства между социальными группами и между полами, будучи убежденной, что образование взрослых как неотъемлемая часть непрерывного образования может решительно содействовать экономическому и культурному развитию, социальному прогрессу и делу мира во всем мире, а также развитию систем образования, учитывая, что приобретенный опыт в области образования взрослых должен постоянно содействовать выработке новых методов обучения, а также реформе систем образования в целом, учитывая, что грамотность общепризнанна как один из решающих факторов политического и экономического развития, технического прогресса, социальных и культурных преобразований и что поэтому ее распространение должно быть неотъемлемой частью любого плана образования взрослых, подтверждая, что достижение этой цели влечет за собой создание положения, позволяющего взрослым выбирать из разнообразия форм образовательной деятельности, цели и содержание которой были определены с их участием, такие формы, которые лучше всего отвечают их потребностям и наиболее непосредственно соответствуют их интересам, учитывая разнообразие существующих в мире форм подготовки и образования, а также особые проблемы, присущие странам, системы образования которых еще слабо развиты или недостаточно приспособлены к национальным потребностям, чтобы претворить в жизнь выводы, заявления и рекомендации 2-й и 3-й Международных конференций по образованию взрослых (Монреаль, 1960 год, Токио, 1972 год) и в той мере, в какой это касается соответствующих пунктов Всемирной конференции по международному году женщины (Мехико, 1975 год), желая внести новый вклад в осуществление принципов, изложенных в рекомендациях Международной конференции по народному образованию, адресованных министерствам народного образования, о доступе женщин к образованию (Рекомендация N 34, 1952 год), о возможности образования в сельских районах (Рекомендация N 47, 1958 год), о распространении грамотности и об образовании взрослых (Рекомендация N 58, 1965 год), в Декларации, принятой на Международном симпозиуме по распространению грамотности в Персеполе (1975 год), и в Рекомендации о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод, принятой на 18-й Сессии Генеральной конференции (1974 год), принимая во внимание положения пересмотренной Рекомендации о техническом и профессиональном образовании, принятой на 18-й Сессии Генеральной конференции (1974 год), и Резолюции 3.426, принятой на той же сессии с целью принятия международного акта, касающегося деятельности по обеспечению для широких слоев населения свободного демократического доступа к культуре и возможности активного участия в культурной жизни общества, принимая также во внимание, что Международная организация труда приняла ряд актов, касающихся различных аспектов образования взрослых, и, в частности, Рекомендацию о профессиональной ориентации (1949 год), Рекомендацию о профессиональной подготовке (сельское хозяйство) (1956 год), а также Конвенцию и Рекомендацию об оплачиваемых учебных отпусках (1974 год) и о развитии людских ресурсов (1975 год), приняв решение на своей 18-й Сессии о том, что образование взрослых будет предметом рекомендации государствам-членам, принимает сего 26 дня ноября 1976 года настоящую Рекомендацию:

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам применять нижеследующие положения, приняв законодательные или иные необходимые меры, в соответствии с конституционной практикой каждого государства для осуществления принципов, изложенных в настоящей Рекомендации.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам довести настоящую Рекомендацию до сведения как компетентных органов, служб и учреждений, ведающих вопросами образования взрослых, так и различных организаций, осуществляющих деятельность по образованию взрослых, а также профсоюзных организаций, ассоциаций и предприятий и других заинтересованных сторон.

Генеральная конференция рекомендует государствам-членам представить в сроки и в форме, которые она определит, доклады о мерах, принятых ими во исполнение настоящей Рекомендации.

     

I. Определение

1. В настоящей Рекомендации:

- выражение "образование взрослых" означает весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии;

- образование взрослых не может, однако, рассматриваться само по себе: оно является подразделом, неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования и обучения;

- выражение "непрерывное образование и обучение" означает, со своей стороны, всеобъемлющую деятельность, направленную как на изменение структуры, существующей системы образования, так и на развитие всех возможностей подготовки вне системы образования;

- в этой деятельности мужчины и женщины являются творцами своего собственного образования путем постоянного взаимодействия между их мышлением и действиями;

- образование и обучение, далеко не ограничиваясь периодом учебы в школе, должны осуществляться в течение всей жизни, включать все навыки и отрасли знания, использовать любые возможные средства и давать всем людям возможность полного развития личности;

- процессы образования и обучения, в которых в ходе своей жизни участвуют в какой бы то ни было форме дети, молодежь и взрослые всех возрастов, должны рассматриваться как единое целое.

     

II. Цели и стратегия

2. В общем плане целями образования взрослых должно быть содействие:

а) укреплению мира, международному взаимопониманию и сотрудничеству;

б) развитию критического понимания основных проблем современности и социальных изменений и способности принимать активное участие в прогрессе общества с целью достижения социальной справедливости;

в) все большему осознанию отношений, связывающих человека с окружающей его физической и культурной средой, и развитию стремления к улучшению этой окружающей среды, к уважению и охране природы, общего наследия и общественной собственности;

г) созданию понимания и уважения разнообразных обычаев и культур как в национальном, так и в международном плане;

д) все большему осознанию и осуществлению различных форм коммуникации и солидарности на семейном, местном, национальном, региональном и международном уровнях;

е) развитию способности приобретать - самостоятельно, в группах или в условиях организованного обучения в специально созданных для этой цели учебных заведениях - новые знания, квалификацию, вырабатывать взгляды или формы поведения, содействующие всестороннему расцвету личности;

ж) обеспечению сознательного и эффективного включения личности в трудовую жизнь путем предоставления мужчинам и женщинам технического и профессионального образования высокого уровня, а также развитию способности создавать, самостоятельно или в группе, новые материальные блага и новые духовные или эстетические ценности;

з) развитию способности понимать в достаточной мере проблемы, связанные с воспитанием детей;

и) развитию способности творчески использовать время досуга и приобретать любые необходимые или желаемые знания;

к) развитию необходимого умения пользоваться средствами массовой информации, в частности радио, телевидением, кино и печатью, интерпретировать различную информацию, адресованную обществом современным мужчинам и женщинам;

л) развитию способности учиться учить.

3. Образование взрослых должно базироваться на следующих принципах:

а) оно должно основываться на потребностях учащихся и использовать их разносторонний опыт в развитии образования взрослых; первоочередное внимание в перспективе коллективного развития должно быть уделено группам, находящимся в неблагоприятном положении с точки зрения образования;

б) оно должно полагаться на способность и стремление всех людей развиваться в течение всей жизни как в личном плане, так и в плане социальной деятельности;

в) оно должно побуждать интерес к чтению и развивать стремление к культуре;

г) оно должно стимулировать и поддерживать интерес взрослых учащихся, обращаться к их опыту, стимулировать и поддерживать веру в себя и обеспечивать их активное участие на всех этапах процесса образования, в который они вовлечены;

д) оно должно быть приспособлено к конкретным условиям быта и труда, учитывать личные качества взрослых учащихся, их возраст, семейное, социальное, профессиональное положение, среду, в которой они живут, и характер взаимосвязи этих факторов;

е) оно должно обеспечивать участие отдельных взрослых, групп и общин в принятии решений на всех этапах процесса обучения, включая определение потребностей, разработку учебных планов, осуществление и оценку программы, и планировать мероприятия по образованию взрослых с учетом изменения среды, в которой трудятся и живут взрослые;

ж) оно должно организовываться и осуществляться гибко с учетом социальных, культурных, экономических и институционных факторов каждой страны и общества, к которым принадлежат взрослые учащиеся;

з) оно должно содействовать экономическому и социальному развитию всего общества в целом;

и) оно должно признавать в качестве неотъемлемой части процесса образования формы коллективной организации, созданные взрослыми для решения их повседневных проблем;

к) оно должно признавать, что каждый взрослый, мужчина или женщина, в силу своего жизненного опыта, является носителем культуры, что дает ему возможность выступать в процессе образования, в котором он участвует, одновременно в качестве обучающегося и обучающего.

4. Каждому государству-члену следует:

а) признать образование взрослых необходимым и специфическим компонентом своей системы образования и постоянным элементом своей политики социального, культурного и экономического развития; таким образом, ему следует содействовать созданию структур, разработке и выполнению программ и применению методов образования, отвечающих потребностям и чаяниям всех категорий взрослых, независимо от пола, расы, географического происхождения, возраста, социального положения, мировоззрения, вероисповедания или ранее полученного образования;

б) признать, что хотя в определенной ситуации или в определенный период образование взрослых может играть какую-то компенсирующую роль, оно не предназначено для того, чтобы заменить соответствующее образование молодежи, которое является предпосылкой полного успеха образования взрослых;

в) ликвидируя изоляцию женщин от образования взрослых, содействовать обеспечению равенства доступа и полного участия женщин во всем комплексе мероприятий по образованию взрослых, включая подготовку к получению квалификации, дающей возможность выполнять работу или обязанности, которые до сих пор были привилегией мужчин;

г) принимать меры в целях содействия тому, чтобы в программах образования взрослых и общинного развития участвовали члены наиболее обездоленных групп, городских или сельских, оседлых или кочевых, и в частности неграмотные, молодежь, не получившая достаточного общего образования или квалификации, рабочие-мигранты и беженцы, безработные трудящиеся, представители этнических меньшинств, лица, страдающие физическими или умственными недостатками, лица, которые сталкиваются с трудностями социальной адаптации, и заключенные. В этой связи государствам-членам следует принять участие в поисках новой образовательной стратегии, направленной на установление более справедливых отношений между социальными группами.

5. Место образования взрослых в каждой системе образования следует определить с целью:

а) устранения основных проявлений неравенства в отношении доступа к начальному образованию и подготовке, в частности неравенства, связанного с возрастом, полом, социальным положением или социальным или географическим происхождением;

б) обеспечения научной основы непрерывного образования и обучения, а также большей гибкости в том, что касается распределения времени между образованием и работой, и в частности обеспечения чередования периодов обучения и работы в течение всей жизни, и содействия сочетанию непрерывного обучения с трудовой деятельностью;

в) признания и широкого использования существующей или потенциальной образовательной ценности разнообразного жизненного опыта взрослого человека;

г) облегчения перехода от одного вида или уровня образования к другому;

д) достижения большей взаимосвязи между системами образования и ее социальным, культурным и экономическим окружением;

е) достижения большей эффективности расходов на образование с точки зрения их вклада в социальное, культурное и экономическое развитие.

6. Следует иметь в виду необходимость учета образования взрослых, включая распространение грамотности, при составлении и выполнении любой программы развития.

7. Цели образования взрослых должны найти свое место в национальных планах развития, их следует определять в связи с общими целями политики образования и политики социального, культурного и экономического развития. Образование взрослых и другие формы образования, в частности школьное и высшее образование и первоначальная профессиональная подготовка, должны предусматриваться и организовываться как равноправные и необходимые составные части координированной, но дифференцированной системы образования в соответствии с принципами непрерывного образования и обучения.

8. Следует принять меры для поощрения государственных органов, учреждений или организаций, содействующих образованию, добровольных ассоциаций, организаций трудящихся и предпринимателей и непосредственных участников образования взрослых к сотрудничеству между собой в определении и осуществлении этих целей.

     

III. Содержание образования взрослых

9. Деятельность по образованию взрослых в перспективе непрерывного образования и обучения не имеет теоретических границ и должна отвечать конкретным ситуациям, возникающим в связи с особыми потребностями развития, участия в жизни общества и расцвета личности; она касается всех аспектов жизни и всех областей знаний и относится ко всем людям, независимо от уровня их достижений. При определении содержания деятельности по образованию взрослых первоочередное внимание следует уделять специфическим потребностям групп, находящихся в наименее благоприятных условиях с точки зрения образования.

10. Гражданское, политическое, профсоюзное, кооперативное образование следует нацеливать в особенности на развитие самостоятельного и критического суждения и на выработку или развитие способностей, необходимых каждому для того, чтобы быть готовым к изменениям, которые оказывают влияние на условия жизни и труда, путем активного участия в управлении делами общества на всех уровнях процесса принятия решений.

11. Не исключая подходов, направленных на достижение краткосрочного решения в конкретной ситуации, мероприятия по техническому или профессиональному образованию, как правило, следует нацеливать на приобретение квалификации, которая была бы достаточно широкой, чтобы облегчить последующую адаптацию в случае перемены профессии, и давала бы возможность критического понимания проблем трудовой жизни. Следует объединить техническое и профессиональное обучение с общим гражданским образованием.

12. Следует, чтобы мероприятия, направленные на поощрение культурного развития и художественного творчества, одновременно помогали ценить имеющееся культурное и художественное наследие и содействовали созданию новых ценностей и новых произведений путем раскрытия творческих возможностей, присущих каждому человеку или каждой группе.

13. Участие в образовании взрослых не должно быть ограничено по признаку пола, расы, географического происхождения, культуры, возраста, социального положения, опыта, веры или предыдущего уровня образования.

14. Что касается женщин, образование взрослых должно быть объединено, насколько это возможно, с современным социальным движением в целом, направленным на достижение самоопределения для женщин и предоставление им возможности сделать вклад в жизнь общества в качестве коллективной силы, и, таким образом, сосредоточиться на некоторых аспектах, в частности, на:

а) поисках условий равенства между мужчинами и женщинами в каждом обществе;

б) освобождении мужчины и женщины от предвзятых моделей, навязываемых им обществом во всех областях, в которых они несут ответственность;

в) гражданской, профессиональной, психологической, культурной и экономической независимости женщины как условии ее жизнедеятельности в качестве равноправной личности; г) знании положения женщин и деятельности женских движений различных стран с целью укрепления солидарности, невзирая на границы.

15. Что касается оседлого или кочевого населения сельских районов, то при проведении мероприятий по образованию взрослых следует, в частности, стремиться:

а) предоставлять им возможность использовать технические достижения, а также методы индивидуальных или коллективных действий, позволяющие повысить их уровень жизни, не вынуждая их отказываться от своих собственных ценностей;

б) устранять изолированность отдельных лиц или групп;

в) готовить отдельных лиц или группы, которые вынуждены порвать с сельским хозяйством, несмотря на усилия, направленные на предотвращение излишнего обезлюдения сел и деревень, к новой профессиональной деятельности в сельских условиях или, в случае ухода из села, к ведению нового образа жизни.

16. Что касается отдельных лиц или групп, оставшихся неграмотными, а также отдельных лиц или групп, которые из-за недостаточности средств и недостаточного образования или слабого участия в жизни коллектива сталкиваются с трудностями социальной адаптации, то следовало бы, чтобы мероприятия по образованию взрослых были направлены не только на предоставление возможности приобретения основных знаний (чтение, письмо, счет, знания о природе и социальных явлениях), но и на облегчение им доступа к производительному труду, на развитие их самосознания и понимания проблем, связанных с гигиеной, здравоохранением, домашним хозяйством и воспитанием детей, и на развитие их самостоятельности и расширение их участия в коллективной жизни.