Недействующий

О решении коллегии ГТК России "О дальнейшем совершенствовании технологий таможенно-банковского валютного контроля" (утратило силу на основании приказа ГТК России от 19.12.2003 N 1480)

Приложение
к приказу ГТК России
от 25.02.97 N 82

Государственного таможенного комитета Российской Федерации
КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 1997 года


О дальнейшем совершенствовании технологий таможенно-банковского валютного контроля  



Заслушав и обсудив доклад начальника Управления валютного контроля А.Н.Кутепова о дальнейшем совершенствовании технологий таможенно-банковского валютного контроля, коллегия ГТК России отмечает, что таможенными органами Российской Федерации проведена работа по реализации разработанных ГТК России совместно с Банком России технологий валютного контроля, основанных на сопоставлении и анализе данных таможенных органов о перемещении через таможенную границу товаров и информации уполномоченных банков о движении валютных средств на счетах российских лиц.

В отсутствие государственной концепции построения и развития валютного контроля ГТК России совместно с Банком России определили, методически проработали и реализовали основные этапы построения системы таможенно-банковского валютного контроля.

В период 1994-1996 годов были разработаны и введены в действие:

- Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

- Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

В целях повышения эффективности указанных технологий валютного контроля и уменьшения экономических потерь государства при исполнении участниками внешнеэкономической деятельности товарообменных операций с ноября 1996 года введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок.

Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени не полностью задействованы имеющиеся резервы, в первую очередь методологического и организационного плана, позволяющие повысить эффективность работы таможенных органов при осуществлении ими функций валютного контроля, использовать возможности действующей информационно-аналитической системы для нужд других направлений работы таможенных органов.

Управлением валютного контроля недостаточно оперативно предпринимаются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, внесению изменений в инструкции по осуществлению валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров.

Требуют большего внимания вопросы контроля за валютными операциями, связанными с поставками товаров в счет государственных кредитов, при открытии лицами валютных счетов за пределами Российской Федерации.

Что касается рассматриваемых вопросов применительно к деятельности региональных таможенных управлений и таможен, то в первую очередь следует отметить большой объем некорректной информации, поступающей из таможенных органов в целях организации таможенно-банковского валютного контроля, в результате чего валютные операции на значительные суммы своевременно не включаются в технологические операции контроля.

При этом следует отметить, что большая часть ошибок допускается на уровне сотрудников отделов таможенного оформления притом, что действия их при осуществлении первичных операций в части валютного контроля достаточно формализованы и зачастую сводятся к операциям технического характера.

Для устранения имеющихся недостатков, обеспечения совершенствования и развития технологий таможенно-банковского валютного контроля, а также повышения эффективности работы таможенных органов по привлечению к ответственности нарушителей валютного и таможенного законодательства, в целях безусловного выполнения задач по осуществлению таможенными органами валютного контроля, поставленных Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, коллегия ГТК России решила:

1. Считать осуществление валютного контроля одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов в 1997 году.

2. Начальникам таможенных органов обратить внимание на недопустимость продолжающейся в ряде случаев недооценки роли таможенных органов в осуществлении валютного контроля, что зачастую приводит к передаче штатной численности отделов таможенной стоимости и валютного контроля в другие структурные подразделения в ущерб осуществлению функций валютного контроля и контроля таможенной стоимости.

Так, например, в таможенных органах Уральского таможенного управления (С.В.Лапченко) штатная численность указанных отделов сокращена в среднем на 40%, в т.ч. в Оренбургской таможне (С.Г.Литвинов) - на 69,2%, Тюменской таможне (С.В.Подоксенов) - 57,1%. Аналогичная ситуация сложилась в Поволжском таможенном управлении (А.А.Вагин) - численность сотрудников сокращена в среднем по региону на 40,7%, в т.ч. в Мордовской таможне (В.К.Уваров) - 72,7%, в Тольяттинской таможне (В.Г.Пышкин) - на 53,3%, Дальневосточном (О.Н.Свиридов), Татарском (Н.М.Коцюбенко), Западно-Сибирском (Е.С.Шибанов) таможенных управлениях, в которых сокращение численности отделов составило в среднем по регионам соответственно 39,5%; 28,6%; 27,5%.

Такое положение дел в настоящее время является характерным для абсолютного большинства таможенных органов.

С учетом изложенного начальникам таможенных органов в месячный срок обеспечить проверку обоснованности передачи штатных единиц отделов таможенной стоимости и валютного контроля в другие структурные подразделения таможенных органов и, в случае необходимости, привести численность указанных отделов в соответствие с нормами, ранее установленными ГТК России.

Установить ответственность должностных лиц таможенных органов за ошибки, влекущие срыв технологических операций валютного контроля, искажение сводной отчетности ГТК России, допускаемые в процессе таможенного оформления, а также за подготовку и направление в вышестоящие таможенные органы исходных данных.

3. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов) обеспечить:

- в месячный срок представление руководству ГТК России предложений по внесению изменений и дополнений в действующее таможенное и валютное законодательство в целях наиболее эффективного выполнения таможенными органами возложенных на них функций в части валютного контроля, а также предложений по изменению организационной и штатной структуры Управления;

- повышение организующей и контролирующей роли региональных таможенных управлений при осуществлении таможенными органами валютного контроля;

- взаимодействие и информационный обмен с органами, осуществляющими валютный контроль и контроль за исполнением бартерных сделок. В двухмесячный срок подготовить соглашения о сотрудничестве с Банком России и МВЭС России;

- в трехмесячный срок подготовить соглашение с ВЭК России, определяющее сферы действия таможенных органов и территориальных органов ВЭК России в процессе осуществления валютного контроля, а также распределение компетенции при применении к нарушителям установленных мер воздействия;

- представление в двухмесячный срок в Банк России предложений по совершенствованию контроля за валютными операциями, связанными с использованием российскими лицами счетов в иностранной валюте, открытыми за пределами Российской Федерации;

- представление предложений, направленных на повышение эффективности работы Управления валютного контроля при выполнении задач аналитического характера (в частности, исследование влияния валютного контроля на динамику внешнеэкономической деятельности, участие в формировании и анализе отдельных показателей платежного баланса Российской Федерации и т.п.), в том числе путем включения отдельных работ по тематике управления в план НИР Российской таможенной академии;

- к 01.06.97 подготовку проекта плана мероприятий, направленных на использование организационных и аналитических возможностей системы таможенно-банковского валютного контроля для участия совместно с иными правоохранительными органами в борьбе с легализацией ("отмыванием") капиталов.