Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 декабря 2002 года N 01-06/50295


О направлении основных положений методики административного расследования



В целях эффективного расследования таможенными органами административных правонарушений направляем для использования в практической деятельности разработанные Управлением таможенных расследований и дознания основные положения методики административного расследования.

Заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
Б.М.Гутин

     

Приложение
к письму ГТК России
от 19.12.2002 N 01-06/50295

     

Основные положения методики административного расследования


Новое законодательство об административных правонарушениях предъявляет повышенные требования к организации и проведению административного расследования по делам об административных правонарушениях при сокращении общих сроков расследования и давности привлечения к ответственности. В связи с этим в настоящий момент для качественного расследования необходимо использовать как накопленный таможенными органами положительный опыт правоприменительной деятельности, так и технические ресурсы, научные средства и методы, разработанные криминалистикой. Система методов, используемых при проведении расследования, в которой они связаны между собой в единое целое и подчинены цели установления истины по делу, образует методику административного расследования.

Совокупность обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, образует предмет доказывания. В общем случае его содержание определено статьей 26.1 КоАП России. Изложенный в норме перечень обстоятельств должен конкретизироваться в соответствии с составом правонарушения по определенной статье КоАП России.

Административное расследование в общем случае состоит из трех отдельных этапов:

1) первоначального;

2) последующего;

3) заключительного.

Содержание этапов характеризуется следующим.

Первоначальный этап. Основная направленность этапа - поиск, обнаружение и закрепление доказательств в целях получения информации, дающей основание к выдвижению версии о совершении правонарушения определенным лицом.

Так, при совершении правонарушения нарушителю независимо от его субъективных качеств необходимо, если правонарушение представляет собой противоправное действие, - совершить ряд типовых действий, если противоправное бездействие, то не совершать ряд обязательных действий.

Сущность и характер действий (бездействия) определяется:

а) объектом посягательства и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме КоАП России;

б) способом совершения правонарушения определенного вида.

Типовые действия (бездействие) ведут к возникновению характерных для данного вида правонарушения следов на соответствующих объектах (механизм следообразования). В ходе расследования эти следы необходимо целенаправленно искать, а затем исследовать и использовать в целях установления истины по делу.

Следы могут быть двух типов:

- материальные (тайники, следы подчистки, травления на документе, повреждение средств идентификации и т.п.);

- идеальные (следы в памяти физических лиц об обстоятельствах, связанных с событием правонарушения).

Отсутствие следов (в случае если правонарушение совершено в форме действия) также является своего рода следом, который может указывать:

во-первых, на то, что в конкретных условиях конкретному лицу не было необходимости проводить некое типовое для этого вида правонарушения действие;

во-вторых, на то, что следы умышленно или по неосторожности после совершения правонарушения уничтожены;

в-третьих, на то, что следы попросту не обнаружены;

в-четвертых, на то, что если все вышеуказанные обстоятельства исключаются, то отсутствие следов дает основание выдвинуть версию, ставящую под сомнение или факт совершения расследуемого правонарушения, либо существенных обстоятельств события последнего.

В случае, когда правонарушение представляет собой противоправное бездействие, его характерными следами является отсутствие обязательных следов на соответствующих объектах.

Характерные следы правонарушения, приобщенные в установленном законом порядке и исследованные в ходе расследования, образуют доказательства по делу.

Собирание доказательств осуществляется путем производства процессуальных действий. Доказательства могут быть представлены также лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его законным представителем, защитником и представителем.

Зная механизм следообразования при совершении правонарушения определенного вида и возможности того или иного процессуального действия по собиранию, исследованию и использованию таких следов, можно составить определенный список таких действий, обязательных для расследования правонарушений данного вида.

Например, при совершении правонарушения, предусмотренного ст.16.1 КоАП России (перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о товаре и (или) транспортном средстве), типовые действия правонарушителя заключаются в следующем:

1) перемещение через таможенную границу Российской Федерации товара, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в товаросопроводительных документах;

2) представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара.

Типовые действия правонарушителя должны оставить следующие следы:

1) документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара;

2) товар, наименование которого не соответствует указанному в представленных документах;

3) следы в памяти должностных лиц таможенного органа об обстоятельствах перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации и представления документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара, таможенному органу, следы в памяти лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей об обстоятельствах совершения правонарушения;

4) оттиск ЛНП должностного лица таможенного органа пограничной таможни на товаротранспортных документах о перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.

Для выявления следов на следовоспринимающих объектах необходимо произвести определенные действия:

1) недостоверные сведения о наименовании товара в документах, выявляются осмотром документов;

2) товар, наименование которого не соответствует сведениям, указанным в документах, выявляется проведением досмотра товара;

3) следы в памяти должностных лиц таможенного органа об обстоятельствах перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации и представления документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании перемещаемого товара, таможенному органу, следы в памяти лица, привлекаемого к ответственности, свидетелей об обстоятельствах совершения правонарушения выявляются проведением опроса соответствующих лиц;

4) оттиск ЛНП должностного лица таможенного органа пограничной таможни на товаротранспортных документах выявляется проведением изъятия документов, запросом в пограничный таможенный орган.

Такой список - основа плана расследования правонарушения данного вида.

Кроме механизма следообразования, важное значение для расследования имеют данные о разновидностях способов совершения правонарушений, личности правонарушителя, месте и времени совершения правонарушения.

Одним из способов заявления таможенному органу недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, влияющих на взимание таможенных платежей, является представление таможенному органу недействительного внешнеторгового договора купли-продажи товара, инвойса, содержащего недостоверные сведения о цене товара.

Эти данные отражаются в частных методиках и используются для расследования правонарушения. Они дают возможность выдвигать версии о существовании не установленных еще элементов расследуемого события. Взаимосвязи между такими элементами устанавливаются на основе практики.

На первоначальном этапе главным определяющим фактором является время. Этап заканчивается, когда все наличные доказательства обнаружены и закреплены, все первоначальные действия выполнены.

Последующий этап. Дальнейшее расследование может осуществляться по одному из двух путей:

1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, установлено. Начинается процесс его изобличения, детального установления всех обстоятельств дела, всех элементов предмета доказывания;

2) лицо, в отношении которого ведется производство по делу, не установлено.

Систематизируются, анализируются и оцениваются собранные доказательства. Определяются пути дальнейшего расследования.

Основная направленность этого этапа - развернутое, последовательное, методическое доказывание. В случае, если расследование осуществляется по первому пути, то на последующем этапе осуществляется проверка оснований привлечения к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, устанавливаются причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения. В ином случае на этом этапе расследования после анализа и оценки собранных доказательств составляется план дальнейшего расследования для решения задачи установления лица, совершившего правонарушение, и только затем уже - доказывание его виновности.

Заключительный этап. Его содержание связано с возможностью осуществления повторного расследования в связи с отменой постановления о прекращении производства по делу, а также в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.8 КоАП России. При этом возможны два варианта:

1) повторные действия начинаются со второго этапа расследования и захватывают заключительный этап;

2) повторные действия проводятся только на заключительном этапе.

Повторное расследование неоднородно. Оно может включать в себя проведение только дополнительных, т.е. ранее не проводившихся, действий. По сути это дополнительное расследование. Оно может содержать повторное проведение тех или иных действий в силу допущенных процессуальных или тактических ошибок либо потому что они проводились в других целях, и в силу этого их результатам присуща неполнота. В этом случае такое расследование является по сути повторным.

В содержание заключительного этапа входят:

- процессуальные действия по завершению производства расследования;

- действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, или по указанию вышестоящего таможенного органа, суда;

- действия, проводимые по указанию вышестоящего таможенного органа, суда в связи с возобновлением производства по прекращенному делу или после отмены постановления по делу;

- организационные и организационно-технические мероприятия, необходимые для завершения расследования.

В каждом конкретном случае содержание того или иного этапа расследования будет определяться индивидуальным характером конкретного дела.

Важной характеристикой производства по делу является ситуация административного расследования. При этом следует учитывать, что ситуация административного расследования и механизм следообразования друг от друга не зависят.

Под ситуацией административного расследования понимают обстановку (совокупность условий), в которой в данный момент осуществляется расследование (конкретные условия времени, места, окружающей среды, поведения лиц, участвующих в процессе расследования, иные факторы).

Под исходной ситуацией понимают обстановку (совокупность условий), в которой начинается административное расследование. Исходная ситуация административного расследования определяет особенности расследования на первоначальном этапе, в частности, направление и содержание первоначальных действий.

Начальная "порция" информации о событии правонарушения и всех связанных с ним обстоятельствах в каждом конкретном случае может быть различной по объему и содержанию. Вместе с тем условно все исходные ситуации административного расследования можно разбить на три вида:

1) известно событие правонарушения, неизвестно лицо, его совершившее;

необходимо установить, кто и при каких обстоятельствах совершил правонарушение, наличие в действиях правонарушителя состава правонарушения, а также все другие обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. В этой ситуации отталкиваются от самого события правонарушения.

Направление расследования - с использованием типовых версий, выявление максимального количества данных, характеризующих правонарушителя и событие правонарушения.

2) известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило правонарушение;

необходимо установить, действительно ли этим лицом совершено противоправное деяние, содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу.

Направление расследования - установление действительности события правонарушения, его конкретных обстоятельств, причастности к нему лица, в отношении которого ведется производство по делу. При этом большое значение имеет выявление обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

3) известно событие правонарушения, известно лицо, его совершившее;

необходимо установить наличие или отсутствие всех элементов состава и все обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

Направление расследования - установление факта совершения этим лицом правонарушения и его виновности.

По результатам действий, совершенных на первоначальном этапе, сложится новая ситуация административного расследования, в зависимости от которой определяется ход дальнейшего расследования.

На последующем этапе можно выделить два периода - до установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, и после установления этого обстоятельства.

Основное содержание первого периода заключается главным образом в проверке круга версий, сконструированных по вопросам предмета доказывания на базе материалов, собранных первоначальными действиями.

При осуществлении второго периода, т.е. после установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, расследование обычно сосредоточивается вокруг следующих задач: