Действующий

Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях

VIII. Модель разноуровневого взаимодействия семьи и школы
как способ повышения эффективности воспитательного потенциала
образовательного процесса и этапы ее внедрения в практику
общеобразовательных учреждений различного типа


Чтобы спроектировать модель взаимодействия школы и семьи, которая бы способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, необходимо:

1. Разработать прогностическую модель выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего вопросов преемственности воспитания с целью эффективного развития и образования учащихся.

2. Определить уровни, на которых будет реализовываться модель.

3. Определить возможные ее составляющие.

4. Разработать этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения.

5. Выявить и ранжировать проблемы, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов, родителей, учащихся.

6. Спланировать методическую и научно-исследовательскую деятельность различных звеньев и структур школы по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи.

7. Разработать систему стимулов этой деятельности.

Проектируя модель процесса взаимодействия школы и семьи, мы исходили из того, что данный процесс должен осуществляться на различных уровнях школьной практики. К сожалению, практика сегодняшнего дня показывает, что в большинстве случаев взаимодействие между школой и семьей развивается однолинейно: между классным воспитателем или руководителем и родителем, группой родителей, родительским коллективом класса, психологами и родителями, социальным педагогом и родителями, администрацией школы и родителями. Необходимо, чтобы процесс взаимодействия строился на основе системных и систематических отношений педагогов и родителей.

Создание модели процесса взаимодействия строится, во-первых, с учетом тех уровней, на которых должна эта модель работать, а во-вторых, с учетом определенных этапов ее реализации. Уровни можно определить следующие:

1. Ученик класса - родитель(и) ученика.

2. Референтная группа учащихся класса - референтная группа родителей этих учащихся.

3. Коллектив класса (актив учащихся) - родительский коллектив класса (родительский комитет класса).

4. Учащиеся целой параллели - родители учащихся, обучающихся в данной параллели.

5. Ученики школы (Совет ученической общественности) - родительский коллектив школы (родительский комитет школы).

Этапы реализации модели определены следующие.


I этап. Разработка проекта модели в образовательно-воспитательном пространстве школы

1. Анализ существующей воспитывающей среды в школе и семье.

2. Определение содержания и методов процесса взаимодействия семьи и школы.

3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации данного взаимодействия.

4. Выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и образования педагогических кадров и родительской общественности.


II этап. Реализация проекта модели взаимодействия семьи и школы

1. Развитие системы консалтинговой службы школы, в которую включены психологи, социальный работник, медработники, логопед, классные руководители и др.

2. Планирование работы школы по взаимодействию таксономии целей.

3. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы по связям с семьей и родительской общественностью (с учетом специфики каждого учебного заведения).

4. Правовое обеспечение процесса.