Чтобы спроектировать модель взаимодействия школы и семьи, которая бы способствовала повышению эффективности учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в целом, необходимо:
1. Разработать прогностическую модель выпускника, которая позволит существенно повысить научную аргументированность решения самых разнообразных вопросов; прежде всего вопросов преемственности воспитания с целью эффективного развития и образования учащихся.
2. Определить уровни, на которых будет реализовываться модель.
3. Определить возможные ее составляющие.
4. Разработать этапы внедрения данной модели в практику образовательного учреждения.
5. Выявить и ранжировать проблемы, определить профессиональные, а также личностные запросы педагогов, родителей, учащихся.
6. Спланировать методическую и научно-исследовательскую деятельность различных звеньев и структур школы по решению проблем и в соответствии с запросами школы и семьи.
7. Разработать систему стимулов этой деятельности.
Проектируя модель процесса взаимодействия школы и семьи, мы исходили из того, что данный процесс должен осуществляться на различных уровнях школьной практики. К сожалению, практика сегодняшнего дня показывает, что в большинстве случаев взаимодействие между школой и семьей развивается однолинейно: между классным воспитателем или руководителем и родителем, группой родителей, родительским коллективом класса, психологами и родителями, социальным педагогом и родителями, администрацией школы и родителями. Необходимо, чтобы процесс взаимодействия строился на основе системных и систематических отношений педагогов и родителей.
Создание модели процесса взаимодействия строится, во-первых, с учетом тех уровней, на которых должна эта модель работать, а во-вторых, с учетом определенных этапов ее реализации. Уровни можно определить следующие:
1. Ученик класса - родитель(и) ученика.
2. Референтная группа учащихся класса - референтная группа родителей этих учащихся.
3. Коллектив класса (актив учащихся) - родительский коллектив класса (родительский комитет класса).
4. Учащиеся целой параллели - родители учащихся, обучающихся в данной параллели.
5. Ученики школы (Совет ученической общественности) - родительский коллектив школы (родительский комитет школы).
Этапы реализации модели определены следующие.
I этап. Разработка проекта модели в образовательно-воспитательном пространстве школы
1. Анализ существующей воспитывающей среды в школе и семье.
2. Определение содержания и методов процесса взаимодействия семьи и школы.
3. Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации данного взаимодействия.
4. Выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах воспитания и образования педагогических кадров и родительской общественности.
II этап. Реализация проекта модели взаимодействия семьи и школы
1. Развитие системы консалтинговой службы школы, в которую включены психологи, социальный работник, медработники, логопед, классные руководители и др.
2. Планирование работы школы по взаимодействию таксономии целей.
3. Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу школы по связям с семьей и родительской общественностью (с учетом специфики каждого учебного заведения).
4. Правовое обеспечение процесса.