Действующий

Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях

II. Системный подход к решению проблемы педагогического
сопровождения семьи в вопросах воспитания детей


В условиях бедственного положения современной семьи, сложности преодоления кризисных явлений в семейном воспитании не помогут разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работы по социально-педагогической поддержке семьи.

Системность подхода к проблеме педагогического сопровождения семьи в вопросах воспитания определяется выделением направлений, структурирующих деятельность по ее решению. Можно назвать семь направлений системы работы по педагогическому сопровождению семьи (названия направлений условны).

I. Содержательное направление, которое включает разработку содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимой педагогической компоненты в практику современного семейного воспитания.

    II. Социально-педагогическое направление, которое предполагает реализацию системы просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:

1. Семьям, переживающим разные периоды развития:

- молодежи, готовящейся к вступлению в брак;

- молодым супругам (до рождения ребенка);

- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение;

- родителям детей-дошкольников;

- родителям младших школьников;

- родителям подростков;

- родителям взрослых детей;

- бабушкам и дедушкам.

2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:

- многодетным;

- малоимущим;

- неполным семьям;

- семьям, имеющим детей-инвалидов.

3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.

III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного воспитания:

- этап просвещения родителей;

- этап организации совместной деятельности семей.

IV. Направление кадрового обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социокультурному и психолого-педагогическому сопровождению семейного воспитания.

V. Организационно-политическое направление, оценивающее и реализующее возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.

В рамках этого направления деятельности в образовательных учреждениях осуществляется разработка программ содействия семейному воспитанию, созвучных содержанию региональных программ развития образования, различных социальных программ, комплексных программ патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

VI. Экономическое направление, которое включает определение объемов и источников финансирования, осуществление финансирования программ педагогической поддержки семьи за счет федерального, регионального бюджетов, благотворительных фондов и контроля за расходом средств.

VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодолению кризиса семейного воспитания. Управление системой дает возможность подготовить, привлечь к работе и объединить в решении общих задач содействия возрождению духовной и нравственной культуры семьи все существующие службы, работающие с родителями (и семьей в целом) в конкретных образовательных учреждениях, при содействии учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты.