1. Нормативно-правовое обеспечение.
Решение этой задачи предполагает подготовку и принятие законодательных материалов по утверждению программ педагогического сопровождения семейного воспитания на основе постановлений федерального и регионального правительств, документов департаментов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты.
2. Финансово-экономическое обеспечение.
Программные меры по решению этой задачи включают в себя определение объема и источников финансирования в соответствии с этапами, масштабами и сроками развертывания систематической деятельности по сопровождению семейного воспитания.
В рамках программ педагогического сопровождения семьи системный и плановый характер приобретает финансовая поддержка учреждений, уже занимающихся решением проблем семьи и воспитания детей, охраной отцовства, материнства и детства, социальной поддержкой многодетных и малообеспеченных семей, родителей, имеющих детей-инвалидов, а также социальным обеспечением сирот и детей, оставшихся без надзора родителей. Объектом особого государственного и общественного внимания с целью профилактики детской безнадзорности, правонарушений, воспроизведения несчастного супружества и несчастного детства становятся учреждения социальной поддержки неблагополучного детства: детские дома, приюты, интернаты, детские приемники-распределители.
3. Организационное обеспечение.
Механизмы организации и управления содействием семейному воспитанию определяются официальным статусом программ педагогического сопровождения семьи, опираются на традиционно сложившиеся формы и методы просвещения, педагогической, медицинской, социально-психологической работы с семьей.
4. Информационно-просветительское обеспечение.
Решение этой задачи предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий как на уровне образовательных учреждений, так и на более широком уровне. В число таких мер может войти:
- создание рубрик "Традиции семейного воспитания" в печати, на телевидении, радио с целью ознакомления населения с содержанием программ сопровождения семейного воспитания и ознакомления родителей с отечественными традициями семейного воспитания;
- подготовка видеосюжетов "Традиции воспитания" для показа на местном ТВ;
- выпуск и распространение через образовательные учреждения, а также через детские поликлиники, консультативные центры, объединения по месту жительства печатных материалов для родителей;
- издание листка для семейного чтения "Традиции семейного воспитания";
- открытие сети родительских лекториев, "маминых школ", "семейных гостиных" с привлечением в качестве лекторов авторитетных специалистов: педагогов, психологов, медиков, представителей духовенства.
Грамотно и четко должна быть сформулирована тематика занятий, чтобы заинтересовать родителей:
- молодых супругов привлекут занятия по оздоровительным программам (подготовке к беременности, родам, уходу за малышом);
- для родителей дошкольников и младших школьников актуальны вопросы создания уклада, стабилизирующего жизнь семьи, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей;
- для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах личностного становления в отрочестве и юности, возможности формирования у детей навыков психологической безопасности по отношению к искушениям современной жизни, тактичной родительской помощи подросткам в кризисных ситуациях.
5. Кадровое обеспечение реализации работы.
Сложно надеяться на успешную реализацию программ педагогического сопровождения семьи, если нет достаточно большого числа компетентных, заинтересованных в деле специалистов для обеспечения организации и содержательного наполнения работы с родителями.
Выстраивая систему мероприятий по подготовке различных категорий специалистов к неформальной работе с семьями воспитанников и учащихся, целесообразно предусмотреть:
- проведение серии просветительских семинаров-совещаний для представителей администрации, руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры региона;
- разработку и распространение через учебно-методические центры, систему ИПК информационно-просветительских материалов для различных категорий специалистов;
- подготовку и проведение семинаров и курсов повышения квалификации для различных категорий педагогов (дошкольных работников, учителей начальной школы, учителей-предметников, заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей), деятелей культуры и здравоохранения.
6. Научно-методическое обеспечение.
В задачу научного обеспечения программ входит разработка содержания семейного воспитания с учетом особенностей регионального развития. Прикладное значение имеет подбор и определение степени применимости на уровне конкретного образовательного учреждения существующих программ педагогического сопровождения семьи.
Отметим, что высокую оценку экспертных служб различного уровня имеют программы и методические рекомендации по обучению основам медико-педагогических знаний родителей и будущих родителей: "К здоровой семье через детский сад", "Рождение и воспитание здорового ребенка", разработанные Санкт-Петербургской медицинской академией постдипломного образования (директор программы - Коваленко B.C.).
А также комплекс оздоровительных и педагогических программ "Семейный лад" (разработчик - региональная общественная организация "Семейный клуб родительского опыта "Рождество" (г.Москва).