5.1. МС юридического лица должна установить, внедрить и поддерживать систему управления качеством поверки (далее - система качества).
МС юридического лица должна располагать положением о метрологической службе, персоналом, эталонами, иными СИ и вспомогательным оборудованием, необходимым для реализации требований документов на методики поверки, нормативной и методической документацией, а также помещениями и условиями, обеспечивающими проведение поверки СИ.
Администрация предприятия или организации, в составе которых функционирует аккредитованная МС, должна принять меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников поверочных подразделений от любого внешнего или внутреннего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которые могут оказать отрицательное воздействие на результаты поверки.
Примечания:
1. Положения о МС утверждают руководители государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц.
2. В настоящих правилах под вспомогательным оборудованием понимают технические устройства, не относящиеся к средствам измерений, но используемые при реализации требований документов на методики поверки и оказывающие влияние на показатели их достоверности.
5.2. Документация по вопросам, связанным с обеспечением качества поверочных работ, может быть составной частью общего документа (Руководства по качеству), определяющего цели, структуру и организацию работы системы качества МС, а также предприятия или организации в целом. В этом случае элементы системы качества, определяющие качество поверки, должны быть включены в общее Руководство по качеству или приложены к нему в виде отдельных документов (например, стандартов предприятия).
Документация системы качества должна быть доведена до сведения персонала, принимающего участие в осуществлении предусмотренных работ, понята им, доступна ему и выполняема им.
Работу по обеспечению внедрения системы качества и ее постоянному функционированию осуществляет сотрудник, на которого в установленном организацией-заявителем порядке возложена ответственность за осуществление указанной деятельности и определена его подчиненность должностному лицу, принимающему решения по политике в области качества и выделению ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей.
5.3. Руководство по качеству должно содержать комплексное описание МС юридического лица и организацию работ по поверке.
Руководство по качеству должно содержать следующую информацию:
- определение организационной и управленческой структуры МС, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными службами;
- изложение политики в области обеспечения качества, содержащей заявление руководства об уровне обслуживания, осуществляемого МС, задачи, стоящие перед системой качества, требование к исполнителям ознакомиться с документацией системы качества и следовать в своей деятельности установленной политике и процедурам;
- описание процедуры управления всеми документами, являющимися составной частью системы качества (разработанными внутри МС или поступившими извне);
- описание процедуры анализа заявок на выполнение работ по поверке, включая анализ возможностей и ресурсов метрологической службы;
- описание политики и процедур по выбору необходимых услуг и запасов, влияющих на качество выполнения поверочных работ;
- изложение методов работы с другими подразделениями или организациями, которые являются заказчиками при выполнении поверочных работ (включая процедуры по разрешению претензий);
- описание процедуры приемки, хранения, поверки, оформления ее результатов и выдачи СИ, поступивших на поверку;
- описание политики и процедуры, к которым прибегают в тех случаях, когда какой-либо аспект поверочной деятельности не соответствует требованиям нормативных документов, собственным процедурам МС или согласованным с клиентом требованиям;
- описание политики, процедуры и соответствующих полномочий по принятию корректирующих действий в тех случаях, когда выявлены несоответствующая работа или отступления от политики или процедур, предусмотренных системой качества или нормативной документацией;
- изложение методов определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества;
- описание процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия учетных данных по качеству и техническим вопросам, связанным с выполнением поверочных работ, сведения об информационных технологиях, обеспечивающих учет поверительных клейм и результатов поверки;
- описание порядка составления и утверждения графика, а также процедуры проведения внутренних проверок системы качества, включая вопросы анализа результатов проверки, проводимой руководством МС;
- сведения о поверяемых СИ и средствах поверки, необходимых для поверки СИ, установленных областью аккредитации (форма 2 приложения 2);
- сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих поверку (форма 3 приложения 2);
- должностные инструкции;
- процедуры и инструкции (или ссылки на процедуры и инструкции) на выполнение работ;
- сведения о состоянии производственных помещений (форма 4 приложения 2);