ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 декабря 2002 года N 01-06/49408
О некоторых вопросах таможенного контроля подакцизных товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 3 мая 2011 года N 928
____________________________________________________________________
В последнее время увеличилось количество поступающих в ГТК России обращений таможенных органов, импортеров и обладателей прав на товарные знаки, свидетельствующих об отсутствии единообразного толкования вопросов применения отдельных положений Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками (далее - Инструкция), утвержденной приказом ГТК России от 28.12.2000 N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками" (зарегистрирован Минюстом России 14.03.2001, рег. N 2610) (далее - приказ), касающихся защиты прав интеллектуальной собственности, в частности, пунктов 15, 56 и 63.
Если по внешнеторговому договору планируется ввозить товар, сопровождаемый товарными знаками и обозначениями, подлежащими охране и защите согласно установленному порядку, импортер для покупки марок должен в соответствии с подпунктом "з" пункта 15 Инструкции представить уполномоченному таможенному органу оригинал и заверенную импортером копию свидетельства на товарный знак либо копию лицензионного договора между правообладателем на товарный знак и импортером товара на использование товарного знака, зарегистрированного в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации. Перечень товарных знаков, внесенных в реестр объектов интеллектуальной собственности ГТК России и подлежащих защите таможенными органами, ГТК России доводит до сведения таможенных органов.
Соответствие данного положения Инструкции законодательству Российской Федерации подтверждено Верховным Судом Российской Федерации (решение от 14.12.2001 N ГКПИ2001-1671) и Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14.03.2002 N КАС02-100).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2002 N 747 "О внесении дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.99 N 1008" установлено, что продажа акцизных марок для маркирования ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий осуществляется с учетом условий и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации в отношении оборота указанных товаров на территории Российской Федерации.
В настоящее время ГТК России подготовил изменения и дополнения к приказу и к Инструкции. В связи с этим до издания соответствующего нормативного правового акта ГТК России рекомендует руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 4 Конституции Российской Федерации верховенство на всей территории Российской Федерации имеют Конституция Российской Федерации и федеральные законы, что предполагает точное и неуклонное их соблюдение и применение. Указанием ГТК России от 02.07.97 N 01-14/836 "О применении таможенными органами законодательства Российской Федерации" таможенным органам разъяснена обязанность применения положений федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих нормы прямого действия, независимо от наличия либо отсутствия к этому времени специальных указаний ГТК России. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.06.96 N 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" нарушение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, а также неисполнение или ненадлежащее их исполнение и неисполнение вступивших в законную силу решений судов является однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение в отношении виновных должностных лиц и работников федеральных органов исполнительной власти мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 23.09.92 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон), регулирующим отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации в Государственном патентном ведомстве Российской Федерации (статья 2 Закона) - Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент). На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (статья 3 Закона).
Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам (пункт 1 статьи 4 Закона).
В соответствии со статьей 22 и с учетом статьи 27 Закона использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) на их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора, действительность которого подтверждается его регистрацией в Роспатенте. Согласно разъяснениям Роспатента (доведены до сведения таможенных органов письмом ГТК России от 02.12.2002 N 07-25/47630) положения статьи 22 Закона относятся к законному использованию товарного знака. В статье 46 Закона определено, что незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность. Кроме того, в соответствии со статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконное использование товарного знака. При этом в указанной статье содержится ссылка на пункт 2 статьи 4 Закона, согласно которому несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров признается нарушением прав владельца товарного знака. Таким образом, действия, нарушающие права владельца товарного знака, являются незаконным использованием товарного знака.
Вместе с тем статьей 23 Закона определено, что регистрация товарного знака не дает права его владельцу запретить использование этого товарного знака другим лицам в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем товарного знака или с его согласия.
Товары иностранного производства, сопровождаемые товарными знаками, зарегистрированными в Российской Федерации, вводятся в хозяйственный оборот с момента их ввоза в установленном порядке на территорию Российской Федерации. В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю, а пользование ввезенными товарами осуществляется в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими последующее владение, пользование и распоряжение этими товарами. Таможенным режимом, в соответствии с которым ввозимые товары, маркированные акцизной маркой, могут считаться введенными в хозяйственный оборот, является такой режим, как выпуск товаров для свободного обращения (решение Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2001 N ГКПИ2001-1671).
На практике наличие между правообладателем и импортером договорных отношений (внешнеторговых договоров, дилерских, дистрибьюторских соглашений и т.д.), предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации товаров, обозначенных товарным знаком, является согласием на введение таких товаров иностранного производства в хозяйственный оборот. В связи с этим импортер при подаче заявления на покупку марок, при ввозе и таможенном оформлении товаров вправе представлять в таможенные органы помимо документов, указанных в Инструкции, документы (или их заверенные копии), подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации законность использования товарных знаков при ввозе товаров в Российскую Федерацию.
Обращаем внимание на то, что перечень товарных знаков, зарегистрированных в Роспатенте и соответственно охраноспособных на территории Российской Федерации и подлежащих согласно установленному порядку защите таможенными органами, доводит до сведения таможенных органов Российской Федерации ГТК России. При этом в доводимой информации помимо сведений о самом подлежащем защите товарном знаке (наименование, номер и дата свидетельств, описание и т.д.) содержатся сведения о правообладателях и иных лицах, вводящих товары, обозначенные товарным знаком, в хозяйственный оборот с согласия владельца товарного знака.
Председатель Комитета
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
М.В.Ванин
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка