К указанным группам относятся отдельные виды расходов, которые в течении определенного промежутка времени формируют суммарный показатель, который при наступлении соответствующего события учитывается в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода по правилам, предложенным соответствующими статьями НК РФ.
Расходы на ремонт
Порядок учета подобных расходов определен статьями 260, 324 НК РФ. Показатель определяется путем суммирования всех расходов налогоплательщика, связанного с ремонтом основных средств. Данный показатель формируется в течении текущего месяца и включается в состав прочих расходов текущего отчетного (налогового) периода.
Если налогоплательщик принял решение о формировании резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, то фактически осуществленные расходы на ремонт основных средств в течении налогового периода не уменьшают налоговую базу. Данный показатель может быть учтен в составе расходов только по окончании налогового периода, если сумма фактически осуществленных расходов окажется больше суммы созданного резерва. Порядок формирования резерва определяется статьей 324 НК РФ и разделом 5.5.3 настоящих Методических рекомендаций.
В связи с ведением бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, и целевых поступлений, от доходов (расходов), связанных с производством и реализацией, и внереализационных доходов и расходов, расходы по ремонту основных средств, приобретенных за счет доходов, полученных от коммерческой деятельности и используемых для осуществления такой деятельности, в отчетном (налоговом) периоде учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, определенном статьей 260 НК РФ.
Освоение природных ресурсов
Порядок учета расходов, связанных с освоением природных ресурсов, определен статьями 261, 325 НК РФ. Показатель определяется путем суммирования всех расходов налогоплательщика, связанного с геологическим изучением недр, разведкой полезных ископаемых. Данный показатель формируется в течении периода осуществления подобных работ на соответствующем участке и по окончании указанных работ (что должно быть подтверждено соответствующим актом) включается в состав прочих расходов в течении периода, предусмотренного пунктом 2 статьи 261 НК РФ. Для раздельного учета расходов по соответствующей части территории (акватории) необходимо учитывать, что границы указанной части должны быть установлены в соответствии со статьей 7 Закона о недрах.
При определении понятия "освоение природных ресурсов" в целях реализации статьи 261 НК РФ следует учитывать положения статьи 6 Закона о недрах.
К расходам на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых (включая аудит запасов), разведку полезных ископаемых и (или) гидрогеологические изыскания относятся расходы пользователя недр на самостоятельное осуществление указанных видов деятельности.
К расходам на приобретение необходимой геологической и иной информации у третьих лиц, в том числе в государственных органах, относятся затраты, предусмотренные Законом о недрах, в частности, статьей 27.
Расходы на освоение природных ресурсов принимаются при наличии у организации лицензии, предусмотренной статьей 11 Закона о недрах.
Расходы на подготовку территории к ведению горных, строительных и других работ в соответствии с установленными требованиями к безопасности принимаются в рамках требований, предусмотренных статьей 24 Закона о недрах.
К расходам по охране земель, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, осуществляемых при освоении природных ресурсов, а также к перечисленным в указанном пункте расходам на возмещение комплексного ущерба, наносимого природным ресурсам, относятся затраты, связанные с выполнением требований, установленных Законом N 7-ФЗ и статьей 50 Закона о недрах.
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 N 726, Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом управления государственным фондом недр. Названное Министерство осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
Расходы на НИОКР
Порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки определен статьей 262 НК РФ. Показатель определяется путем суммирования всех расходов налогоплательщика, связанного с научно-исследовательскими работами, в которых налогоплательщик выступает в роли заказчика, либо осуществляет работы собственными силами для собственных нужд. Данный показатель формируется в течении периода осуществления подобных работ по определенному договору (теме) и по окончании указанных работ, либо этапа работ (что должно быть подтверждено соответствующим актом) включается в состав прочих расходов ежемесячно в течении последующих трех лет в размере 1/36 данного показателя ежемесячно. Для учета указанных расходов необходимо подтверждение налогоплательщиком использования результатов этих работ в его производственной деятельности. Если указанное подтверждение может быть обеспечено только через определенный промежуток времени, то вся сумма осуществленных расходов будет учитываться для налогообложения в течении срока, оставшегося до окончания трехлетнего срока, исчисляемого с даты окончания соответствующих работ, равномерно.
Если указанные результаты не будут учитываться в его производственной деятельности, то данный показатель в размере 70 процентов будет включаться в расходы текущего отчетного (налогового) периода в размере 1/36 ежемесячно.
При определении расходов на изобретательство следует руководствоваться Законом СССР N 2213-1, в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.
При осуществлении отчислений на формирование отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, следует руководствоваться перечнем указанных фондов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
При определении предельных величин по подобным отчислениям в отчетном (налоговом) периоде следует учитывать показатель выручки от реализации, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ на отчетную дату соответствующего отчетного (налогового) периода нарастающим итогом. Сумма отчислений на формирование фондов, перечисленных в статье 262 НК РФ, для определения предельной величины, учитываемой для целей налогообложения, также определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Расходы на страхование (статья 263 НК РФ).
Страховые премии (взносы) по обязательному страхованию могут быть признаны для целей налогообложения прибыли, если имеется закон об обязательном страховании, в котором предусмотрены объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, а у страховой организации имеется лицензия на соответствующий обязательный вид страхования.
При признании расходов налогоплательщиком методом начисления, расходы по обязательному и добровольному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов (пункт 6 статьи 272 НК РФ). Если по условиям договора страхования предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора. Если подобная уплата осуществляется не разовым платежом, то подобные расходы включаются в состав расходов текущего периода по мере их оплаты.
Пример.