Недействующий

Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (с изменениями на 27 октября 2003 года) (утратил силу)

6.3.1. Расходы, формирующие отдельный
финансовый результат


Расходы, связанные с деятельностью обслуживающих
производств

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Все расходы, связанные с реализацией услуг соответствующими подразделениями налогоплательщика, обобщаются и сравниваются с доходами, полученными от реализации этих услуг. При возникновения убытка (отрицательной разницы между подобными доходами и расходами) налогоплательщик должен подтвердить возможность учета этого убытка для уменьшения налоговой базы (увеличения убытка), полученного налогоплательщиком от основной деятельности. Условия, выполнение которых позволит учесть этот убыток в уменьшение налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, определены статьей 275.1 НК РФ, согласно которым условия деятельности должны быть сравнимы со специализированными организациями.

Под специализированными организациями следует понимать организации, созданные для осуществления деятельности, в том числе предпринимательской, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в социально-культурной сфере и т. п. При этом налогоплательщик не ограничен в возможности выбора организаций, которые являются специализированными и сравнение с которыми он может произвести.

При этом сравнение производится по каждой услуге оказываемой при использовании объектов подсобного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, объектов социально-культурной сферы, учебно-курсовых комбинатов и иных аналогичных производств и служб.

Если налогоплательщик, в состав которого входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, не может произвести сравнение по условиям, предусмотренным в статье 275.1 НК РФ, то налогоплательщик вправе перенести полученный убыток на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

При этом прибыль или убыток по объектам обслуживающих производств за отчетный (налоговый) период определяется исходя из данных по всем объектам, а не по каждому объекту отдельно.

Пример.

Налогоплательщик имеет три подразделения, использующих объекты обслуживающих производств. По каждому из них получены следующие результаты: 1-ый объект - прибыль 100 тыс. руб., 2-ой объект - убыток 80 тыс. руб., 3-ий объект - убыток 100 тыс. руб. Следует учесть, что налогоплательщик может не вести раздельный учет, а определять финансовый результат от деятельности обслуживающих производств сразу по всем объектам. Таким образом, налогоплательщиком получен убыток от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств, в размере 80 тыс. руб. (100 тыс. руб. -80 тыс. - 100 тыс.). При этом условия оказания услуг вторым объектом позволяют учесть указанный убыток для целей налогообложения. В то же время, учитывая, что убыток по обслуживающим производствам определяется по всем объектам, а по третьему объекту условия не выполняются, убыток в размере 80 тыс. руб. будет уменьшать только прибыль, полученную от обслуживающих производств в последующие годы.

Конец примера.

Для налогоплательщиков, являющихся градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются расходы, связанные с обслуживающими производствами в порядке, предусмотренном в последнем абзаце статьи 275.1 НК РФ.

Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

В случае, если объекты обслуживающих производств находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.

Налогообложение срочных сделок


Под срочными сделками следует понимать сделки, исполнение которых (датой расчетов по которым) осуществляется сторонами не ранее третьего рабочего дня после дня ее заключения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 301 НК РФ финансовые инструменты срочных сделок (далее - ФИСС) подразделяются на ФИСС, обращающиеся на организованном рынке, и ФИСС, не обращающиеся на организованном рынке. Особенности формирования доходов и расходов по указанным категориям ФИСС определены в статьях 302 и 303 НК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 301 НК РФ под операциями хеджирования понимаются операции с ФИСС, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования, при этом под объектами хеджирования признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками.

Порядок учета операций хеджирования для целей налогообложения определяется 25 главой НК РФ (статьи 301, 324 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 304 НК РФ при условии оформления операций хеджирования с учетом требований пункта 5 статьи 301 НК РФ доходы по таким операциям с ФИСС увеличивают, а расходы уменьшают налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования.

Исходя из вышеизложенного, доходы (расходы) по операциям хеджирования с ФИСС, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке, сформированные с учетом особенностей, указанных в статьях 302 и 303 НК РФ, увеличивают (уменьшают) налоговую базу по другим операциям с объектом хеджирования.

Пунктом 2 статьи 301 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право самостоятельно квалифицировать сделку, признавая ее операцией с ФИСС либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Кроме того, в пункте 1 статьи 280 НК РФ указано, что если операция с ценными бумагами может быть также квалифицирована как операция с ФИСС, то налогоплательщик самостоятельно выбирает порядок налогообложения такой операции.

В пункте 3 статьи 301 НК РФ указано, что ФИСС признаются обращающимися на организованном рынке при одновременном соблюдении следующих условий:

порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливается организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранных государств;

информация о ценах финансовых инструментов срочных сделок публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операции с финансовым инструментом срочной сделки.

Если операции с ФИСС проводятся на биржах, имеющих лицензии на осуществление своей деятельности и выпускающих официальные бюллетени о результатах торгов, и если данная информация может быть получена налоговыми органами на основании общедоступной информации независимых источников (в том числе электронных) данной информации (указанных бирж или уполномоченных данными биржами источников информации), то данное условие для признания ФИСС обращающимися на организованном рынке является соблюденным.

При квалификации сделки как операции хеджирования следует иметь в виду, что налогоплательщик - хеджер:

- должен быть непосредственно связан с поставляемым (приобретаемым) товаром (работой, услугой) по роду своей деятельности;

- должен осуществить операции как с объектом хеджирования, так и с финансовым инструментом срочных сделок, базисным активом которого должен быть объект хеджирования;

Подтверждением цели операции с финансовым инструментом срочных сделок (например, страхование ценового, валютного, кредитного, процентного или иного вида рисков) могут быть описанные в подтверждающем расчете планируемые действия налогоплательщика относительно объекта хеджирования (покупка, продажа, иные действия), а также прогнозируемый размер возможных убытков (недополученной прибыли), которую налогоплательщик получил бы через определенный срок в обычных условиях по сделкам с объектом хеджирования в случае, если бы операция с финансовым инструментом срочных сделок не проводилась.