27. Учету подлежат собственные эксплуатационные автомобили всех типов, марок, моделей и их модификаций: грузовые, пикапы и легковые фургоны, автобусы, легковые автомобили, специальные автомобили (нелегковые и легковые), а также автоприцепы и полуприцепы, находящиеся на балансе отчитывающегося предприятия (организации). Автомобили по хозтехобслуживанию в отчет не включаются.
Отнесение автомобилей к определенному типу производится на основании технического паспорта автомобиля и регистрации его в территориальных отделениях ГИБДД МВД России.
28. Дата поступления автомобиля определяется датой постановки его на баланс предприятия, а датой выбытия - дата списания с баланса, в том числе в связи с выбраковкой.
К выбракованным относятся автомобили, списанные с баланса в связи с технической непригодностью для дальнейшей эксплуатации. Выбраковка оформляется актом по установленной форме.
29. Наличие автомобилей, прицепов и полуприцепов показывается по состоянию на конец; отчетного года, независимо от технического состояния и места нахождения подвижного состава (в ремонте, в ожидании ремонта, в командировках, в аренде и т.п.).
30. В общее число грузовых автомобилей включаются грузовые автомобили общего назначения (имеющие в качестве грузонесущей емкости открытые бортовые или безбортовые платформы), специализированные автомобили и седельные тягачи.
К специализированным грузовым автомобилям (со специализированными кузовами) относятся автомобили, конструкция грузонесущих емкостей которых предназначена для перевозки грузов определенных видов: самосвалы для перевозки сыпучих строительных и сельскохозяйственных грузов; фургоны для перевозки продовольственных, промышленных товаров, хлебобулочных изделий, мебели и других грузов; фургоны с изотермическими кузовами и рефрижераторы для перевозки скоропортящихся продуктов в охлажденном или замороженном состоянии; цистерны для перевозки нефтепродуктов, химически активных жидкостей, технической и питьевой воды, молока и других жидких грузов, автобетоносмесители, авторастворовозы, цементовозы и прочие; автомобили для перевозки строительных конструкций (панелей, ферм, блоков и др.); лесовозы, трубовозы, плетевозы, контейнеровозы и др.
К седельным тягачам относятся автомобили-тягачи, предназначенные для постоянной работы с полуприцепом. Седельные тягачи включаются в группу бортовых автомобилей, самосвалов, грузовых фургонов, рефрижераторов, цистерн, лесовозов в соответствии с основными типами скомплектованных с ними полуприцепов.
Специальные автомобили, сконструированные на базе грузовых автомобилей, а также пикапы и легковые фургоны в число грузовых автомобилей не включаются. Они учитываются соответственно по строкам "Специальные автомобили" и "Пикапы и легковые фургоны".
31. Грузовые автомобили группируются в форме по конструкции кузова, грузоподъемности и времени пребывания в эксплуатации с момента выпуска заводом-изготовителем. Их суммарное число должно быть равно общему числу грузовых автомобилей.
По конструкции кузова группируются бортовые автомобили, самосвалы, грузовые фургоны, рефрижераторы, цистерны и другие по конструкции кузова, (включающие все неперечисленные типы кузовов грузовых автомобилей).
Кроме того, из общего числа грузовых автомобилей выделяются самостоятельной строкой седельные тягачи.
32. В общее число автобусов включаются пассажирские автобусы всех марок и модификаций (в том числе маршрутные таксомоторы и специальные автобусы на шасси грузовых автомобилей, предназначенные для перевозки вахтовых бригад), пассажировместимостью не менее 8 мест для сидения, не считая места водителя.
Грузовые автомобили, переоборудованные под автобусы, учитываются как автобусы только в том случае, если их перевод оформлен территориальным органом ГИБДД МВД России в техническом паспорте автомобиля.
Санитарные автобусы для обслуживания ритуальных обрядов и другие автобусы, специально оборудованные для перевозки и обслуживания больных, в число автобусов не включаются, а учитываются по строке "Специальные автомобили".
Из общего числа автобусов выделяются маршрутные автобусы (включая маршрутные таксомоторы), предназначенные для работы на утвержденных в установленном порядке автобусных маршрутах общего пользования.
Из общего числа автобусов выделяются автобусы отдельных марок и модификаций, а также автобусы отдельных марок и модификаций, изготовленные на заводах России, и автобусы-иномарки.
Кроме того, из числа автобусов выделяются маршрутные таксомоторы, из них микроавтобус "Газель".
33. В общее число легковых автомобилей включаются пассажирские автомобили всех серийных марок и модификаций, пассажировместимостью менее 8 человек (по местам для сидения), не считая места водителя.
В число легковых автомобилей не должны включаться легковые автомобили специального назначения (патрульной службы, санитарные, инкассации и другие, на которых, как правило, установлено стационарное оборудование), учитываемые в числе специальных автомобилей.
Из общего числа легковых автомобилей выделяются легковые таксомоторы - автомобили, оборудованные таксометрами и имеющие соответствующие обозначения.
34. К пикапам и легковым фургонам относятся малотоннажные грузовые и грузопассажирские автомобили с кузовами, сконструированными на шасси легковых автомобилей.
35. К специальным автомобилям (включая специальные легковые автомобили) относятся автотранспортные средства, конструкция которых предназначена для размещения, транспортировки и эксплуатации различного специального, в том числе технологического оборудования и выполнения других функций, не связанных с перевозкой грузов или пассажиров.
36. В общее число полуприцепов к седельным тягачам включаются полуприцепы всех типов, находящиеся в сцепе с седельными тягачами и запасные (с бортовой платформой, самосвальные, фургоны, тентованные, рефрижераторы, изотермические, цистерны и прочие).
37. В общее число прицепов включаются все имеющиеся на балансе отчитывающегося предприятия (организации) прицепы (бортовые, самосвальные, роспуски и прочие).
Тракторные прицепы, прицепы к легковым автомобилям, цистерны-прицепы, используемые как емкости для хранения горючего, и другие прицепы специального назначения (прицеп-вагон-общежитие, прицеп-вагон-столовая и др.), а также прицепы, не зарегистрированные в территориальных отделениях ГИБДД МВД России как транспортные средства, в форме не учитываются.
38. Общая грузоподъемность грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, полуприцепов и прицепов определяется суммированием произведений, полученных от умножения списочного числа подвижного состава каждого типа и марки на их грузоподъемность.
Грузоподъемность грузовых автомобилей, пикапов и легковых фургонов, прицепов и полуприцепов указывается в соответствии с данными паспорта завода-изготовителя, а при его отсутствии - на основании данных каталогов автотранспортной техники или заключений экспертизы: