5.1. Освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя как минимум:
проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалы и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований;
наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания;
оформление и выдачу документов Речного Регистра.
5.2. Каждое судно, указанное в пункте 1.5 настоящего Положения, ставится на классификационный учет в филиале Речного Регистра (далее - филиал) (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию):
1) после постройки судна;
2) после смены пункта приписки и перехода в связи с этим в район деятельности другого филиала (подпункт в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию);
3) при переходе в класс Речного Регистра из класса другой классификационной организации;
4) если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете в другом филиале (подпункт в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию);
5) при смене судовладельца.
5.3. Снятие судна с классификационного учета в филиале производится (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию):
1) при списании;
2) при передислокации к новому пункту приписки в районе деятельности другого филиала (подпункт в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию);
3) при переходе в класс другой классификационной организации;
4) в том случае, когда судно не предъявлялось к освидетельствованию более двух лет при отсутствии обоснованной просьбы судовладельца;
5) при смене судовладельца.
Снятие судна с учета в филиале, за исключением случая, указанного в п.п.4 пункта 5.3, производится по заявке судовладельца, в которой должна быть указана причина снятия судна с учета (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию).
5.4. Судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Речного Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно Речным Регистром.
5.5. Освидетельствование судов, за исключением вызовов при аварийных случаях, осуществляется по предварительным заявкам, направляемым эксперту или в филиал не менее чем за сутки до освидетельствования (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию).
Эксперт может отказаться от освидетельствования, если судно или его элемент окажутся не подготовленными к освидетельствованию. В этом случае эксперт должен в письменной форме (в акте или извещении) изложить причины отказа (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию).
5.6. При всех видах освидетельствований эксперт уполномочен принимать решения в соответствии с правилами (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию).
Решения, отличающиеся от регламентированных правилами, должны быть согласованы с директором филиала (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию).
5.7. На судне должен храниться акт о проверке судовладельцем пригодности судна к эксплуатации перед началом навигации.
5.8. Все работы, связанные с подготовкой к освидетельствованию и испытаниям элементов судна, производимые перед предъявлением судна к освидетельствованию, а также работы, необходимые для определения технического состояния элементов судна (полная или частичная разборка конструкции, вскрытие сланей, зашивки и изоляции, определение параметров износов и деформаций, расчеты, измерения и т.п.), выполняются силами и/или за счет судовладельца.
В обоснованных случаях судовладелец может, а в предписанных правилами случаях обязан поручить дефектацию того или иного элемента судна организации, имеющей свидетельство о признании на соответствующий вид деятельности, выданное Речным Регистром.
В случае расхождения результатов выборочного контроля, проведенного экспертом, с данными измерений, представленных судовладельцем, эксперт вправе потребовать проведения всех необходимых измерений повторно (абзац в редакции приказа Минтранса России от 11 января 2009 года N 1 - см. предыдущую редакцию).
5.9. При освидетельствовании судовладелец обеспечивает присутствие лиц командного состава, ответственных за состояние проверяемых элементов судна.
Регулировку и пломбирование предохранительных клапанов котлов и сосудов под давлением выполняет судовладелец.