1. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов разрабатываются на соответствующие территории районов и сельских округов в соответствии с утвержденной градостроительной документацией федерального уровня и уровня субъекта Российской Федерации.
2. Целью разработки территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов является согласование взаимных интересов местных самоуправлений в сфере градостроительной деятельности в пределах подведомственных территорий, а также интересов, выходящих за пределы подведомственных территорий - федеральных и соответствующего субъекта Российской Федерации; установление требований и ограничений по использованию подведомственных территорий для осуществления градостроительной деятельности.
3. Заказчиком территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов являются соответствующие органы местного самоуправления.
В отдельных случаях заказчиком территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов (сельских округов) могут выступать органы государственной власти субъектов Российской Федерации при передаче им соответствующих полномочий органами местного самоуправления.
4. Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов детализируют решения градостроительной документации уровня субъекта Российской Федерации применительно к конкретному объекту градостроительной деятельности (в соответствии с требованиями, изложенными в настоящей Инструкции) и определяют основные направления реализации государственной политики в области градостроительства с учетом особенностей социально-экономического развития и природно-климатических условий соответствующих районов, сельских округов.
5. В территориальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов содержатся предложения об установлении границ поселений, города и его пригородной зоны, в пределах которых разрабатываются генеральные планы, а также предложения по организационному и нормативному правовому обеспечению реализации территориальных комплексных схем.
6. Предложения по планировочной организации территории района, сельского округа разрабатываются на вариантной основе, включающей градостроительные обоснования принятых проектных решений.
7. Основные графические материалы территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов включают:
- план современного использования территории (опорный план);
- схему комплексной оценки территории;
- проектный план (основной чертеж);
- схему зонирования территорий;
- схему инженерно-транспортных коммуникаций;
- схему защиты территорий от опасных природных и техногенных воздействий;
- иные схемы, разработка которых определяется спецификой объекта градостроительной деятельности.
8. Схема комплексной оценки территории, план современного использования территории (опорный план) и проектный план (основной чертеж) выполняются в масштабе 1:50000 - 1:25000. Масштаб и перечень основных графических материалов могут быть уточнены заказчиком исходя из специфики объекта градостроительной деятельности.
Состав, содержание и масштаб остальных вышеперечисленных схем, дополнительных схем и отдельных фрагментов, обосновывающих проектные решения, определяются заданием на разработку территориальной комплексной схемы градостроительного планирования развития территорий района, сельского округа заказчиком или разработчиком по согласованию с заказчиком.
9. На плане современного использования территорий и на проектном плане (основном чертеже) показываются: границы административно-территориальных образований, в том числе городов и других поселений, районов, сельских округов; границы пригородных зон городов с выделением зеленых зон, особо охраняемых природных территорий; городские и сельские поселения; зонирование территорий с выделением зон различного функционального назначения - жилых, производственных, рекреационных зон, зон сельскохозяйственного использования и иных зон в соответствии со специфическими особенностями объекта градостроительной деятельности; а также территорий наиболее ценных сельскохозяйственных земель, лесов 1-й группы, курортных местностей, зон массового отдыха, территорий садоводческих товариществ и дачных кооперативов, других территорий; территории, в границах которых устанавливаются ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности; направления трасс транспортных и инженерных коммуникаций (межрегионального, регионального и межселенного значения); основные мероприятия по инженерной подготовке территорий (в том числе по рекультивации нарушенных территорий); крупные объекты и сооружения производственного назначения, энергетики, связи, внешнего транспорта, инженерного оборудования, санитарной очистки, защитные сооружения от опасных природных и техногенных процессов и явлений, расположенные вне границ поселений; территории резерва для развития поселений; другие элементы планировочной организации территории.
Кроме того, проектный план (основной чертеж) должен содержать предложения об установлении границ поселений, пригородных зон городов, объектов градостроительной деятельности особого регулирования, а также предложения о границах объектов первоочередного градостроительного планирования для последующей разработки генеральных планов отдельных городских и сельских поселений, городов и их пригородных зон, другой градостроительной документации.
10. Схема комплексной оценки территории содержит анализ сложившегося расселения, комплексную оценку земельных, природных, энергетических, водных, рекреационных, курортологических и иных ресурсов, транспортной, инженерной, социальной и производственной инфраструктур, экологического состояния территорий.
На схеме комплексной оценки территории показываются: территории, в границах которых устанавливаются ограничения на использование территорий при осуществлении градостроительной деятельности - территории зон охраны памятников истории и культуры, историко-культурных комплексов и объектов, заповедных зон; особо охраняемые природные территории, в том числе округа санитарной (горно-санитарной) охраны; санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; зоны залегания полезных ископаемых; зоны с экстремальными природно-климатическими условиями; зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия; территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (затопление, нарушенные территории, неблагоприятные геологические, гидрогеологические, атмосферные и другие процессы - сейсмика, оползни, карсты, эрозия и т.д.); иные зоны, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом ограничений на использование территорий на схеме комплексной оценки территории выделяются территории благоприятные и ограниченно благоприятные для различных видов градостроительной деятельности.
11. Пояснительная записка к территориальной комплексной схеме градостроительного планирования развития территории района, сельского округа содержит аналитические материалы современного состояния, обоснования принятых проектных решений, мероприятия по организационному и нормативному правовому обеспечению реализации территориальной комплексной схемы, а также основные технико-экономические показатели и копии основных графических материалов.
12. Обязательными положениями территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, сельских округов являются:
- зонирование территории с установлением зон различного функционального назначения и ограничений на использование территорий указанных зон при осуществлении градостроительной деятельности;
- основные направления развития городских и сельских поселений во взаимосвязи с развитием систем расселения;
- основные направления развития и модернизации инженерной, транспортной социальной и производственной инфраструктур межселенного значения с обеспечением условий их интеграции в региональные и федеральные инфраструктуры;
- предложения по выделению территорий для размещения индивидуального жилищного строительства, дачных кооперативов, садоводческих товариществ и организации мест отдыха и лечения населения;