Действующий

Материалы Бишкекской Международной конференции на тему "Укрепление безопасности и стабильности в Центральной Азии: наращивание всесторонних усилий по противодействию терроризму"

II. Меры по борьбе с терроризмом и его предотвращению


Принимая во внимание обязательства стран-участниц ОБСЕ, нашедшие свое отражение в Бухарестском плане действий, а также в разделе VII Плана действий по реализации Венской декларации, участники конференции назвали и определили следующие меры:

1. Поручить ОБСЕ и УКНПП усилить взаимодействие и координацию в деле необходимой помощи. В этой связи будут активно поощряться такие инициативы УКНПП ООН и БДИПЧ/ОБСЕ, как организация региональных и субрегиональных семинаров по вопросам содействия ратификации и реализации международных конвенций. Следует принимать во внимание важнейшую роль парламентов, в частности, с точки зрения процесса ратификации, равно как и роль Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в развитии дальнейшего диалога между парламентариями.

2. Усилить сотрудничество на национальном уровне между антитеррористическими структурами и структурами, ведущими борьбу с преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков, путем обмена оперативной информацией между такими структурами и правоохранительными органами, выполняющими  задачи по борьбе с терроризмом.

3. Развивать региональное и международное сотрудничество между антитеррористическими структурами и структурами ведущими борьбу с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия и наркотиков, например, в форме установления каналов связи между ними; рекомендовать Постоянному совету ОБСЕ рассмотреть вопрос о созыве в Вене под руководством ОБСЕ и при организационной поддержке ООН специального совещания экспертов с участием представителей правоохранительных органов.

4. Принять национальное законодательство о борьбе с легализацией незаконно полученных доходов и сформировать соответствующие структуры, например, подразделения финансовой разведки, которые могли бы быть использованы в плане предотвращения и пресечения финансирования терроризма, а также других видов преступной деятельности. В этой связи участники конференции обратили внимание международного сообщества на необходимость помощи странам-участницам по их просьбе в вопросах разработки соответствующего национального законодательства и создания соответствующих административных инструментов.

5. Содействовать скорейшей ратификации и реализации соответствующих международных инструментов, в том числе Международной конвенции ООН 1999 года по пресечению финансирования терроризма, а также рассмотреть вопрос о применении стандартов финансовой отчетности и транспарентности, сформулированных в 40 рекомендациях Специальной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (ФАТФ), касающихся легализации незаконно полученных доходов, и восьми специальных рекомендациях, касающихся борьбы с финансированием терроризма; предпринять неотложные шаги в соответствии с резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности ООН к блокированию активов частных лиц и организаций, имеющих отношение к финансированию терроризма.

6. Обеспечить сбор информации странами-участницами и проведение ими анализа преступной деятельности, осуществляемой в поддержку терроризма, а также сбор и постоянное обновление информации о терроризме и связанной с ним деятельности. В зависимости от условий двусторонних или многосторонних соглашений, такая информация может быть предметом обмена между соответствующими международными органами и странами.

7. Увеличить финансирование исследовательской деятельности соответствующих институтов, в том числе университетов, неправительственных и правительственных организаций.

8. Препятствовать дестабилизирующему накоплению и неконтролируемому распространению и незаконному обороту стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ). В этом контексте следует учитывать опыт, полученный в ходе реализации документа ОБСЕ по стрелковому оружию и легким вооружениям, а также опыт, полученный в результате проведения во всех пяти участниках ОБСЕ странах Центральной Азии серии национальных учебных семинаров по вопросам борьбы с незаконным оборотом СОЛВ и контроля над их запасами. Кроме того, государства должны принять активное участие в региональном семинаре, который будет проведен весной 2002 года в Алма-Ате. Более того, Центр ОБСЕ по предотвращению конфликтов должен разработать дальнейшие мероприятия по реализации упомянутого выше документа ОБСЕ.

9. Предотвращать терроризм и вести борьбу с ним путем укрепления сотрудничества в деле обеспечения прав человека и основополагающих свобод, а также путем укрепления власти закона и построения демократических институтов, в том числе за счет финансирования соответствующих программ ООН и ОБСЕ.

10. Укреплять потенциал судебных органов в борьбе со всеми формами терроризма и связанной с ним преступной деятельностью, в том числе путем предоставления соответствующего опыта и проведения соответствующей подготовки в целях дальнейшего укрепления принципа независимости и беспристрастности судебных органов.

11. Обеспечивать решение межэтнических проблем на самой ранней стадии их возникновения и тем самым вносить вклад в комплекс мер по предотвращению терроризма; поддерживать усилия Управления Верховного комиссара ОБСЕ по делам меньшинств в решении проблем, относящихся к его мандату; развивать диалог и атмосферу терпимости в отношениях между этническими большинством и меньшинством.

12. Способствовать активному участию гражданского общества в борьбе с терроризмом: предоставлять молодым людям возможность учиться терпимости и применять этот принцип на практике с тем, чтобы они могли активно участвовать в делах гражданского общества; обучать их методам мирного разрешения конфликтов.

13. Подчеркивать важное значение терпимости во всех аспектах социальных отношений, а также важную роль диалога между цивилизациями в качестве средства взаимопонимания и устранения угроз миру в духе резолюции 53/22 Генеральной Ассамблеи ООН; способствовать продолжению диалога между всеми сегментами общества (включая политических и религиозных лидеров, парламентариев и НПО) с целью предотвращения маргинализации любого сегмента общества; рекомендовать к рассмотрению Постоянным советом ОБСЕ в 2002 году вопроса об организации диалога между ОБСЕ и Организацией "Исламская Конференция".

14. Содействовать укреплению свободных СМИ, в том числе тех, которые обслуживают легитимные информационные потребности общества, не предоставляя при этом трибуну для террористов; поддерживать проект УКНПП "Обучение СМИ освещению вопросов, касающихся борьбы с наркотиками и преступностью", который осуществляется в настоящее время в сотрудничестве с ОБСЕ, а также вести работу в развитие итогов конференции по вопросам свободы СМИ в условиях борьбы с терроризмом, которая была организована в Алма-Ате представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ; разрабатывать дальнейшие программы в этой области; содействовать расширению свободы выражения мнений и не оставлять без внимания высказывания и призывы, способствующие разжиганию ненависти.

15. Оказывать психологическую и социальную помощь жертвам терроризма и их близким.

16. Обеспечивать решение экономических и социальных проблем, эксплуатируемых террористами в своих целях, путем фокусирования внимания конкретных стран на необходимости проводить политику устойчивого развития, принимая при этом во внимание первоочередные задачи, стоящие перед донорским сообществом.