____________________________________________________________________
Прекратил действие с 8 мая 2002 года на основании Договора
о прекращении действия Договора о разграничении предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти Ленинградской области
от 18 апреля 2002 года
____________________________________________________________________
Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области, учитывая специфические географические, природные, социально-экономические, культурно-исторические особенности Ленинградской области, принимая во внимание наличие на территории Ленинградской области множества историко-культурных памятников и уникальных объектов мирового и национального значения, в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Ленинградской области, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом Ленинградской области, заключен настоящий Договор о нижеследующем:
Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области.
Исходя из географических, экономических, социальных, культурно-исторических и иных особенностей Ленинградской области, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Ленинградской области, помимо предметов совместного ведения, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся:
а) структурная перестройка экономики Ленинградской области;
б) межбюджетные отношения Российской Федерации и Ленинградской области;
в) вопросы таможенной политики Российской Федерации на территории Ленинградской области, в том числе эффективное использование таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Ленинградской области, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры, включая вопросы создания и развития локальных таможенных зон;
г) вопросы социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и из органов внутренних дел, и членов их семей;
д) развитие агропромышленного комплекса, включая создание зернового фонда Ленинградской области;
е) сохранение уникальных природных объектов, имеющих общенациональное и мировое значение (Ладожского озера, Финского залива, природного комплекса Карельского перешейка);
ж) сертификация и лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ленинградской области, в том числе иностранных фирм, коллективов и граждан, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области;
з) вопросы функционирования на территории Ленинградской области, объектов федеральной собственности, относящихся к числу объектов повышения экологической опасности;
и) осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями на территории Ленинградской области и ликвидации их последствий;
к) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов совместного ведения и полномочий, определенных настоящим Договором.
В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Ленинградской области по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и перечисленным в статье 2 настоящего Договора, органы исполнительной власти Ленинградской области заключают соответствующие соглашения с правительством Российской Федерации.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации и Ленинградской области могут быть заключены в любое время после вступления в силу настоящего Договора.
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации:
а) разрабатывают с участием органов государственной власти Ленинградской области и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором;
в) разрабатывают с участием органов государственной власти Ленинградской области и утверждают федеральные целевые программы по структурной перестройке экономики Ленинградской области, по сохранению уникальных природных объектов, имеющих общенациональное и мировое значение (Ладожского озера, Финского залива, природного комплекса Карельского перешейка), по развитию агропромышленного комплекса, включая создание зернового фонда Ленинградской области, по поддержке селекционно-племенных хозяйств, защите генетического фонда ценных пород животных и растений на территории Ленинградской области, по охране окружающей среды;
г) обеспечивают финансирование и реализацию федеральных целевых программ на территории Ленинградской области в части полномочий федеральных органов государственной власти и в объемах, установленных федеральным бюджетом;
д) согласовывают с органами государственной власти Ленинградской области вопросы функционирования объектов федеральной собственности, относящихся к числу объектов повышенной экологической опасности, если иное не установлено федеральным законодательством;
е) согласовывают с органами государственной власти Ленинградской области кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Ленинградской области, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. По согласованию с органами исполнительной власти Ленинградской области и города Санкт-Петербурга могут быть созданы единые для Ленинградской области и города Санкт-Петербурга территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти.
В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Ленинградской области:
а) принимают областные законы и осуществляют иное правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством;
б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов областных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором;
в) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ по структурной перестройке экономики Ленинградской области по сохранению уникальных природных объектов, имеющих общенациональное и мировое значение (Ладожского озера, Финского залива, природного комплекса Карельского перешейка), по развитию агропромышленного комплекса, включая создание зернового фонда Ленинградской области, по поддержке селекционно-племенных хозяйств, защите генетического фонда ценных пород животных и растений на территории Ленинградской области, по охране окружающей среды;
г) участвуют в решении вопросов функционирования на территории Ленинградской области объектов федеральной собственности, относящихся к числу объектов повышенной экологической опасности, в пределах своей компетенции, если иное не установлено федеральным законодательством;
д) устанавливают в соответствии с федеральным законодательством условия сертификации и лицензирования отдельных видов деятельности, включая природопользование на территории Ленинградской области;
е) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Ленинградской области, если иное не установлено федеральным законодательством.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Ленинградской области и города Санкт-Петербурга, повышения уровня благосостояния населения области и города органы исполнительной власти Ленинградской области по согласованию с органами исполнительной власти города Санкт-Петербурга и на паритетных началах вправе создавать совместные органы исполнительной власти Ленинградской области и города Санкт-Петербурга, наделяя их соответствующими полномочиями.
При отсутствии федерального закона или иных федеральных нормативных правовых актов по отдельным предметам совместного ведения Ленинградская область осуществляет собственное правовое регулирование.
После принятия соответствующего федерального закона или иного федерального нормативного правового акта законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Не приведенные в соответствие с федеральным законодательством законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области применению не подлежат.
Если федеральными нормативными правовыми актами, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Ленинградской области применяются положения указанных федеральных нормативных правовых актов.
В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора.
В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Ленинградской области и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора.
Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам исполнительной власти Ленинградской области, в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации, может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законе не содержится прямой запрет на передачу осуществления соответствующих полномочий.
При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий.
Законы и иные нормативные правовые акты Ленинградской области подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Ленинградской области имеют право оспаривать в соответствующем суде и вносить в правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории области частично или полностью нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые:
регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации;
не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;
перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Ленинградской области, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором.
В случае, если правительство Российской Федерации в течение одного месяца со дня внесения предложения органов государственной власти Ленинградской области не отменит либо не приостановит действие нормативных правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, указанных в части первой настоящей статьи, такие правовые акты не подлежат применению органами государственной власти Ленинградской области до вынесения решения соответствующим судом.
Органы исполнительной власти Ленинградской области могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрацией Ленинградской области с правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Ленинградской области, регулируются областными нормативными правовыми актами в соответствии с федеральным законодательством.
Ленинградская область самостоятельно определяет систему областных органов государственной власти по управлению объектами государственной собственности в Ленинградской области.
Отнесение объектов государственной собственности на территории Ленинградской области к объектам федеральной и областной собственности, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории Ленинградской области производятся отдельным соглашением.
Разграничение природных ресурсов на территории Ленинградской области на природные ресурсы федерального и областного значения производится отдельным соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством.
Ленинградская область самостоятельно устанавливает и вводит областные налоги и сборы в соответствии с федеральными и областными законами.
Состав и размеры доходов, поступающих в областной бюджет в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением правительства Российской Федерации и администрации Ленинградской области, если они прямо не установлены федеральным законом.
Финансирование федеральных расходов на территории Ленинградской области может осуществляться через территориальное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Ленинградской области в установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории области и подлежащих перечислению в федеральный бюджет.
Федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти Ленинградской области в соответствии с федеральным законом и на основе отдельного соглашения разрабатывают и проводят эксперимент по новой системе налогообложения и межбюджетных отношений, направленный на усиление роли органов государственной власти регионов и органов самоуправления городов и районов в решении вопросов установления количества и видов налоговых платежей, регулирования размеров их ставок, распределения доходов между бюджетами всех уровней.
Органы государственной власти Ленинградской области самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства области, образования и упразднения административно-территориальных единиц, установления границ муниципальных образований области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Органы государственной власти Ленинградской области в соответствии с федеральным законодательством вправе устанавливать административную ответственность за нарушение областных законов, иных нормативных правовых актов области, а также актов органов местного самоуправления.
Ленинградская область вправе выступать самостоятельно, а также по поручению органов государственной власти Российской Федерации, участником международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств.
Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Ленинградской области, учитывают интересы Ленинградской области при проведении переговоров с иностранными государствами, имеющими общую границу с Ленинградской областью.