МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2002 года N 2
О мерах по предотвращению негативных тенденций в развитии платных медицинских услуг
УТВЕРЖДЕНО
Секретарем Совета Безопасности
Российской Федерации
В.Рушайло
22.05.2002
Рассмотрев вопрос "О мерах по предотвращению негативных тенденций в развитии платных медицинских услуг", Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения отмечает, что за последние шесть лет адаптации социально-культурных отраслей к рыночным отношениям доля средств, полученных государственными и муниципальными учреждениями социальной сферы от оказания платных услуг населению, возрастает.
Причинами увеличения платных медицинских услуг являются резкое снижение расходов на здравоохранение и неполное замещение бюджетных средств страховыми платежами предприятий на обязательное медицинское страхование. Вследствие этого большинство учреждений здравоохранения в 1994-1997 годах функционировали на чрезвычайно низком уровне. Отсутствие финансирования, длительные задержки заработной платы медицинскому персоналу, размер которой до последнего времени оставался ниже величины прожиточного минимума, вынудили руководителей органов и учреждений здравоохранения к действиям по преодолению кризиса в отрасли и к поиску дополнительных источников финансирования.
В результате, по данным Минэкономразвития России, доля средств населения в общем объеме финансирования возросла с 0,5% в 1995 году до 22,6% в 2000 году. Объем платных медицинских услуг составил в 1999 году 19,8 млрд. руб., в 2000 году - 27,5 млрд. руб., в 2001 году - 37,8 млрд. руб.
Платные медицинские услуги предоставляются в государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан за счет средств медицинского страхования, взносов и пожертвований, личных средств и иных источников, не запрещенных законом. Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая платные медицинские услуги как дополнение к гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, не противоречит ст.41 Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем развитие платных медицинских услуг сопровождается рядом негативных явлений.
Быстрый рост платного медицинского обслуживания и укрепление материальной базы учреждений здравоохранения создают неверное мнение о возможном сокращении государственного финансирования отрасли за счет личных средств граждан. Кроме того, неофициальные платные услуги также не возмещаются расходами бюджетов всех уровней.
Недостаточный контроль за организацией предоставления платных медицинских услуг приводит к скрытой коммерциализации в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, получению медицинским персоналом "вознаграждения" напрямую, несоответствию стоимости услуг качеству обслуживания и существующим стандартам, развитию теневого оборота средств в системе здравоохранения и, следовательно, к сокрытию из налогооблагаемой базы незаконно полученных доходов. Наряду с этим государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения не располагают правами на внедрение нормативно-подушевого финансирования по факту оказания услуг, контрактных форм работ и услуг, что требует создания учреждений и организаций с большей свободой распоряжения имуществом и деятельности внутри государственного сектора экономики.
При уменьшении общих объемов медицинского обслуживания, особенно в сельской местности, и незнании пациентами о видах услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, финансируемой за счет общественных источников, отмечается снижение доступности ее получения для лиц из малоимущих слоев населения.
Дальнейшее развитие указанных негативных тенденций вступает в противоречие с выполнением задачи по обеспечению национальной безопасности в области охраны и укрепления здоровья граждан.
В этой связи политика государства должна быть направлена на создание условий, препятствующих развитию нелегального рынка медицинских услуг, на достижение баланса между объемом бесплатной медицинской помощи и ее финансовым обеспечением, на ликвидацию необоснованного разрыва в уровне оплаты труда в реальном секторе экономики и бюджетной сфере, в т.ч. в здравоохранении, на дальнейшее совершенствование обязательного и развитие добровольного медицинского страхования, а также частного здравоохранения.
Необходимо разработать четкие критерии, позволяющие разграничить медицинские услуги, оказываемые за счет различных источников финансирования.
Актуальным представляется также совершенствование нормативной базы и расширение деятельности субъектов медицинского страхования по обеспечению защиты прав граждан при медицинском обслуживании.
Следует усилить контроль за организацией и качеством оказания платных медицинских услуг населению, а также за правильностью взимания платы с населения со стороны всех государственных органов и организаций в соответствии с действующим законодательством.
В целях повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи, предотвращения негативных тенденций в развитии платных медицинских услуг.
Комиссия решила:
1. Просить Правительство Российской Федерации поручить:
1.1. Минздраву России:
- разработать и внести в декабре 2002 года в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о совершенствовании порядка оказания гражданам платной медицинской помощи;
- начиная с 2004 года внедрить систему счетов здравоохранения Российской Федерации;
- разработать методические рекомендации по формированию тарифов на платные медицинские услуги на основе анализа существующей практики ценообразования;
- совместно с Госкомстатом России принять меры по совершенствованию учета финансовых средств, поступающих при оказании платных медицинских услуг.
1.2. МВД России с участием Минздрава России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования разработать механизм выявления незаконного взимания платы в учреждениях здравоохранения и внести в установленном порядке соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.
1.3. МПТР России совместно с Минздравом России, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить в средствах массовой информации работу, направленную на разъяснение населению прав на получение бесплатной медицинской помощи.
1.4. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, имеющим в подчинении федеральные учреждения здравоохранения, усилить контроль за организацией медицинской помощи и предоставлением платных медицинских услуг.
1.5. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:
- продолжить работу по реализации Закона Российской Федерации "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации"* в части, касающейся организации работы территориальных фондов обязательного медицинского страхования по сбору страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в полном объеме и реструктуризации просроченной задолженности;
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Название Закона РФ следует читать: "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". - Примечание "КОДЕКС".
- осуществить меры по совершенствованию нормативно-методического обеспечения защиты прав застрахованных.
1.6. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления рассмотреть вопрос о мерах по предотвращению негативных тенденций в развитии платных медицинских услуг, имея в виду усиление контроля за организацией этого вида обслуживания, исключение нелегального оборота финансовых средств в системе здравоохранения, создание условий для развития добровольного и обязательного медицинского страхования и частного здравоохранения.
2. Рекомендовать Минздраву России совместно с Российской академией медицинских наук активизировать работу по созданию клинических протоколов (стандартов) диагностики и лечения больных в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
3. Предложить Правительству Российской Федерации:
- ускорить работу по подготовке и внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроекта "О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях", направленного на создание организационно-правовой формы организаций, позволяющей улучшить качество социальных, в том числе платных медицинских, услуг и повысить эффективность использования бюджетных средств;
- рассмотреть вопрос о совершенствовании системы обязательного медицинского страхования в целях улучшения ее базовой программы и внесения изменений в порядок финансирования оказания медицинской помощи работающему и неработающему населению.
Председатель Межведомственной комиссии
Совета Безопасности Российской Федерации
по охране здоровья населения
Ю.Шевченко
Секретарь Межведомственной комиссии
Совета Безопасности Российской Федерации
по охране здоровья населения
Е.Паначин
Текст документа сверен по:
"Здравоохранение",
N 9, 2002 год