Действующий

О катастрофе вертолета Ми-8АМТ RA-22158

Приложение
к распоряжению Минтранса России
от 22 июля 2002 года N НА-262р

     

АНАЛИЗ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
и причины катастрофы вертолета Ми-8АМТ RA-22158



Двадцать восьмого апреля 2002 года экипаж ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" выполнял полет по заявке администрации Красноярского края по маршруту аэропорт Черемшанка - посадочная площадка "Сосны" (г.Красноярск) - населенный пункт Ермаковское - район озера Ойского. Организация данного полета была проведена крайне неудовлетворительно.

Владельцем вертолета Ми-8АМТ RA-22158 является дочернее предприятие "Аэропорт "Черемшанка" ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан".

23.01.2002 вертолет Ми-8АМТ RA-22158 был исключен из сертификата эксплуатанта ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан", но в нарушение требований п.3.3 раздела II Федеральных авиационных правил по процедурам сертификации эксплуатантов продолжал выполнять полеты, санкционированные руководством Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России, налетав до авиационного происшествия 37 часов 15 минут. При этом по просьбе руководства ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" 10.04.2002 телеграммой N 100942, подписанной начальником отдела сертификации эксплуатантов ГА и контроля летной работы Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России, было запрещено планировать этот вертолет, а уже 12.04.2002 вновь разрешено.

Планирование, организация полетов и назначение экипажей противоправно осуществлялись в дочернем предприятии "Аэропорт Черемшанка" ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан", не имеющем сертификата эксплуатанта. Полеты осуществлялись под индексом "КИ", принадлежащим ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан".

На основании договора N 23/2002 аренды от 12.04.2002 вертолет Ми-8АМТ RA-22158 был передан собственником вертолета - предприятием "Аэропорт Черемшанка" в аренду авиакомпании "Скол". В то же время согласно договору N 82/2001 от 26.11.2001 данный вертолет до 04.06.2002 еще находился и в аренде в ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан". В нарушение условий п.7.1 данного договора о его расторжении арендатор не был предупрежден, а передача вертолета арендатором арендодателю не проводилась и документально не оформлялась. Таким образом, фактически вертолет Ми-8АМТ RA-22158 находился в аренде у двух авиакомпаний.

15.04.2002 согласно акту проверки технического состояния и определения годности воздушного судна к полетам вертолет был признан технически исправным и годным к эксплуатации. В тот же день на имя руководителя Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России от авиакомпании "Скол" поступила просьба о внесении вертолета Ми-8АМТ RA-22158 в сертификат эксплуатанта этой компании. На основании данного запроса 17.04.2002 в ГСГА Минтранса России были направлены документы для внесения изменений в сертификат эксплуатанта авиакомпании "Скол".

23.04.2002 было переоформлено Свидетельство о регистрации на эксплуатанта - авиакомпанию "Скол".

Данное свидетельство к 28.04.2002 не было включено в судовую документацию, как того требует п.2.2.9 НПП ГА-85.

Более того, вертолет Ми-8AMT RA-22158 был внесен в часть "В" сертификата эксплуатанта авиакомпании "Скол" 28.04.2002 (в воскресенье) по заявке, направленной Красноярским МТУ воздушного транспорта Минтранса России в тот же день (наиболее вероятно, после катастрофы).

Обеспечение специальных полетов в Красноярском МТУ воздушного транспорта Минтранса России не контролировалось ни руководителем управления, ни его заместителями, ни начальником отдела государственного надзора за безопасностью полетов. В результате недостаточной проработанности приказа руководителя Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России от 03.07.2001 N 85 Управление оказалось неспособным осуществлять действенный контроль за организацией данных полетов.

Для выполнения полета 28.04.2002 был задействован экипаж ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" без учета особенностей и сложности задания.

КВС А.В.Курилович имел налет в данной должности всего 9 часов 45 минут и не имел достаточного опыта работы в самостоятельных полетах.

КВС-инструктор (командир отдельного звена ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан", базирующегося в аэропорту Черемшанка) Т.Ш.Ахмеров в прошлом допускал серьезные инциденты. Так, в 1990 году Т.Ш.Ахмеров допустил повреждение законцовок лопастей несущего винта о кустарник, о чем материалы были направлены в органы транспортной прокуратуры. В 2000 году потерял ориентировку в полете, за что ему был погашен талон нарушений N 1. В июне 2001 года за допущенные нарушения в ведении летной документации приказом по Красноярскому МТУ воздушного транспорта Минтранса России Т.Ш.Ахмеров отстранялся от летной работы.

Бортмеханик П.Н.Евсевский был включен в состав экипажа непосредственно после прохождения им программы ввода в строй после длительного перерыва (более 4 лет) и перевода его из ВВС.

Предварительный план полета на 28.04.2002 составлялся командиром отдельного звена ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" Т.Ш.Ахмеровым на основании устной заявки о необходимости перевозки губернатора Красноярского края А.И.Лебедя и сопровождающих его лиц, которая поступила в дирекцию дочернего предприятия "Аэропорт Черемшанка" ГУП "Авиакомпании "Енисейский меридиан" накануне дня вылета. Предварительным планом полета предусматривалось выполнение рейса по маршруту аэропорт Черемшанка - посадочная площадка "Сосны" - населенный пункт Ермаковское - радиус 100 км от населенного пункта Ермаковское.

Отсутствие точного маршрута полета от населенного пункта Ермаковское не позволяло провести качественную подготовку к выполнению данного рейса.

Задание на полет было оформлено на бланке, подписанном ранее заместителем руководителя ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" Г.С.Егоровым, с отступлением от требований инструкции о порядке ведения летно-штабной документации в летных подразделениях гражданской авиации (не указана конкретная цель полета).

Предварительная подготовка к полету в данном составе экипажа в нарушение требований п.3.6.2 НПП ГА-85 не была организована, предполетная подготовка экипажа была проведена с нарушением последовательности, установленной п.3.6.8 НПП ГА-85. Штурманский расчет был выполнен только до площадки "Сосны", до этого же пункта было принято и решение на вылет.

Прогноз погоды по квадратам NN 13-17 (авиационное происшествие произошло в квадрате N 14) на период полета предусматривал: облачность частая кучевая, кучево-дождевая, верхняя граница облачности (ВГО) 5000 метров, нижняя (НГО) - 1600 метров; значительная высококучевая, высокослоистая, ВГО - 6000 метров, НГО - 2400 метров от уровня моря.

В нарушение требований п.9.4.2 HMО ГА-95 в прогнозе погоды отсутствовала информация о закрытии гор и перевалов облачностью.

Для района, в котором выполнял полет экипаж Т.Ш.Ахмерова и в котором превышения естественных препятствий составляют более 1200 метров от уровня моря, данный прогноз классифицировался как не соответствующий для полетов по ПВП.

В нарушение требований п.5.5 НПП ГА-85 решение на вылет экипажем принималось без анализа метеообстановки. В процессе метеоконсультации экипаж получил бланк АВ-5 с прогнозом погоды по району полетов только до населенного пункта Новосельцево (граница зоны УВД Красноярска).

Диспетчером АДП аэропорта Черемшанка в нарушение п.5.5.2 НПП ГА-85 было выдано разрешение на вылет при отсутствии у экипажа прогноза по всему планируемому маршруту.

Метеоинформацию о погоде в районе населенного пункта Ермаковское экипаж получил от диспетчера СДП, находясь уже в кабине вертолета в процессе запуска двигателей. При этом ни диспетчером, ни экипажем не было обращено внимание на то, что прогноз по квадратам NN 13-17 с учетом рельефа местности был нелетным.

При посадке на посадочной площадке "Сосны" на борт вертолета было принято 13 пассажиров (губернатор Красноярского края А.И.Лебедь и сопровождающие лица), полет был продолжен до населенного пункта Ермаковское.

В н.п.Ермаковское на борт вертолета было принято еще 4 пассажира, которые не были оформлены должным образом. В результате на борту вертолета, оборудованного только 14 пассажирскими креслами (пассажирский вариант "туристический люкс"), находилось 17 пассажиров, что является нарушением требования РЛЭ Ми-8AMT и инструкции 66/и 1987 года.

После 10-минутной стоянки экипаж продолжил полет в направлении озера Ойского, находящегося в горной местности (1403 метра над уровнем моря). Диспетчер ДПП-МДП Абакана и диспетчер КДП МВЛ Шушенского, несмотря на то что после взлета в н.п.Ермаковское экипаж принял решение выполнять полет в горную местность, в нарушение п.5.3.16 НПП ГА-85, а также п.4.2 Технологии работы диспетчера ДПП-МДП Абакана не проинформировали экипаж о не соответствующем для полетов по ПВП прогнозе погоды по маршруту.