Действующий

О катастрофе вертолета Ми-8АМТ RA-22158

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 июля 2002 года N НА-262р


О катастрофе вертолета Ми-8АМТ RA-22158



Двадцать восьмого апреля 2002 года, днем, в сложных метеоусловиях, в 159 км от аэропорта Абакан произошла катастрофа вертолета Ми-8АМТ RA-22158 дочернего предприятия "Аэропорт Черемшанка" ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан", подконтрольного Красноярскому МТУ воздушного транспорта Минтранса России.

Экипаж вертолета в составе командира воздушного судна (КВС) А.В.Куриловича, проверяющего - командира звена Т.Ш.Ахмерова и бортмеханика П.Н.Евсеевского выполнял транспортно-связной полет по маршруту аэропорт Черемшанка - посадочная площадка "Сосны" - населенный пункт Ермаковское - район озера Ойского. После взлета в населенном пункте Ермаковское на борту вертолета кроме членов экипажа находилось 17 пассажиров (губернатор Красноярского края А.И.Лебедь и сопровождающие его лица), взлетный вес и центровка вертолета не выходили за ограничения РЛЭ вертолета Ми-8АМТ.

При выполнении полета в горной местности на высоте, менее безопасной в условиях ограниченной видимости, вертолет столкнулся с проводами линии электропередач.

В результате авиационного происшествия 8 пассажиров погибло, остальные пассажиры и члены экипажа получили травмы различной степени тяжести. Вертолет получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит.

Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:

неудовлетворительная организация летной работы в звене ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан", базирующегося в аэропорту Черемшанка, в результате чего подготовка и обеспечение выполнения данного рейса были проведены неудовлетворительно;

нарушение экипажем требований п.п.5.5.1 и 5.3.3 НПП ГА-85, выразившееся в принятии решения на полет в горной местности без анализа метеорологической обстановки и при прогнозе погоды, не соответствующем требованиям для полетов по ПВП;

нарушение экипажем требований п.5.3.13 НПП ГА-85 о необходимости прекращения выполнения полетного задания при встрече погодных условий, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП, и выполнение полета на высоте ниже безопасной, что является нарушением требований п.5.3.15 НПП ГА-85;

нарушение специалистами служб УВД аэропортов Черемшанка, Шушенское и Абакан требований п.5.3.16 НПП ГА-85 в части принятия мер по информированию экипажа о метеорологической обстановке в районе полетов, не обеспечивающей безопасность полетов, и по назначению безопасного эшелона;

нарушение АМСГ Абакан требований п.9.4.2 НМО ГА-95, в результате чего составленный прогноз погоды не имел информации о закрытии гор облаками, составленный прогноз погоды не оправдался;

неудовлетворительная работа по обеспечению безопасности полетов в Красноярском МТУ воздушного транспорта Минтранса России.

Комиссией ГСГА Минтранса России была проведена проверка обеспечения безопасности полетов в Красноярском МТУ воздушного транспорта Минтранса России и в ряде подконтрольных ему авиапредприятий. По результатам проверки был сделан вывод, что с ноября 2001 года (катастрофа вертолета Ми-2 RA-23656 ООО "Таймыртур-Авиатранс") состояние безопасности полетов в Красноярском МТУ воздушного транспорта Минтранса России находится на неудовлетворительном уровне. При этом нарушения и недостатки, выявленные при расследовании катастрофы вертолета Ми-8АМТ RA-22158 дочернего предприятия "Аэропорт Черемшанка" ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан", аналогичны недостаткам, выявленным при расследовании катастрофы вертолета Ми-2 RA-23656 (распоряжение ГСГА Минтранса России от 25.03.2002 N НА-98р). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что после катастрофы вертолета Ми-2 должные меры по устранению недостатков в деятельности подконтрольных предприятий не были приняты.

Вопросами организации летной работы в Управлении практически не занимается никто, в связи с чем был выявлен ряд грубых нарушений процедур поддержания профессиональной подготовки летно-инспекторского состава.

Летно-методическая работа в аппарате Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России не проводится.

В 2001 году в связи с выявленными недостатками руководителю Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России приказом министра транспорта Российской Федерации от 13.02.2001 N 197/к "О недостатках в осуществлении контроля за безопасностью полетов в организациях гражданской авиации, подконтрольных Красноярскому МТУ воздушного транспорта Минтранса России" был объявлен выговор.

Результаты работы комиссии ГСГА Минтранса России также показали, что, несмотря на неоднократные требования ГСГА Минтранса России, в территориальных органах воздушного транспорта Минтранса России по-прежнему отмечаются факты формального контроля за деятельностью авиапредприятий.

Предлагаю:

1. Руководителю Департамента летных стандартов Минтранса России:

1.1. В связи с выявленными комиссией ГСГА Минтранса России фактами нарушений правил производства и обеспечения полетов в ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан", влияющих на безопасность полетов, подготовить проект заключения о соответствии ГУП "Авиакомпания "Енисейский меридиан" сертификационным требованиям.

1.2. До 01.09.2002 подготовить предложения по разработке типового положения о структурном подразделении территориального органа воздушного транспорта Минтранса России, ответственного за организацию летной работы и контроль летной деятельности.

1.3. Совместно с руководителем Департамента государственного регулирования организации воздушного движения Минтранса России рассмотреть вопрос о целесообразности внесения уточнений в нормативные документы в части необходимости составления экипажем при выполнении полетов вне воздушных трасс по районам авиационных работ схемы полета, с дополнительно нанесенными на ней естественными и искусственными препятствиями, и вручения ее диспетчеру АДП (КДП МВЛ) аэропорта вылета.

2. Руководителям департаментов, начальникам управлений ГСГА Минтранса России организовать исполнение плана мероприятий по результатам расследования катастрофы вертолета Ми-8АМТ RA-22158 по направлению своей деятельности.

3. Руководителю Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России:

3.1. Принять меры по устранению выявленных в ходе расследования катастрофы и проверки обеспечения безопасности полетов в Красноярском МТУ воздушного транспорта Минтранса России недостатков в организации и обеспечении безопасности полетов в подконтрольных авиапредприятиях.

3.2. О принятых мерах доложить в Государственную службу гражданской авиации Минтранса России в 15-дневный срок после получения настоящего распоряжения.

3.3. В связи с выявленными в ходе расследования катастрофы вертолета Ми-8АМТ RA-22158 серьезными недостатками в обеспечении безопасности полетов рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям заместителя руководителя Красноярского МТУ воздушного транспорта Минтранса России А.Т.Кудели, начальника отдела государственного надзора за безопасностью полетов А.В.Родионова и начальника отдела сертификации эксплуатантов ГА и контроля летной работы Н.И.Полякова.

4. Руководителям территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России: