Приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и (или) транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированных или недостоверно декларированных, либо в отношении которых таможенное оформление не завершено, а равно приобретение товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, либо товаров и (или) транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования, -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.16.21 КоАП РФ, является установленный порядок пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещенными через таможенную границу Российской Федерации.
Согласно основополагающим принципам, закрепленным в ТК РФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение такими товарами осуществляются в соответствии с избранным таможенным режимом. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения их таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и иных ограничений (ст.22, 26, 28, 29, 131, 191 ТК РФ).
Товары и транспортные средства, в отношении которых не были выполнены все необходимые таможенные обязанности, связанные с их перемещением через таможенную границу Российской Федерации или действием таможенного режима, не могут находиться в свободном обороте на таможенной территории Российской Федерации, поскольку это подрывает правовые основы таможенного дела, делает невозможным само таможенное регулирование, наносит ущерб не только экономическим интересам государства, но и в зависимости от свойств товаров здоровью граждан, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, окружающей природной среде.
2. Круг деяний, составляющих объективную сторону данного правонарушения, по сравнению со ст.280 ТК РФ значительно расширен и содержит ряд новелл. Так, ст.16.21 КоАП РФ впервые установлена административная ответственность за содействие в сбыте товаров и транспортных средств; за приобретение, хранение, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенное оформление не завершено; за приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза либо заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования. Кроме того, данная статья предусматривает ответственность за транспортировку товаров, пользование, распоряжение товарами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, ранее установленную ст.259 ТК РФ.
Рассматриваемая статья не предусматривает ответственность за транспортировку, хранение, приобретение транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением таможенных правил, пользование или распоряжение ими, а также за транспортировку и хранение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, установленную ранее ТК РФ.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения фактически включает шесть групп противоправных деяний:
1) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации;
2) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, недекларированных либо недостоверно декларированных;
3) приобретение, хранение, транспортировка товаров, пользование, распоряжение товарами, содействие в сбыте товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенное оформление не завершено;
4) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам;
5) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями ввоза установлены ограничения распоряжения и пользования;
6) приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых в соответствии с условиями заявленного таможенного режима установлены ограничения распоряжения и пользования.
Таким образом, совершению правонарушения, установленного ст.16.21 КоАП РФ, может предшествовать либо сопутствовать совершение в отношении товаров и транспортных средств, являющихся предметами данного правонарушения, нарушений таможенных правил, предусмотренных иными статьями КоАП РФ (ст.16.1, 16.2, 16.3, 16.19, 16.20 КоАП РФ). Однако это не означает, что привлечению лица к ответственности по рассматриваемой статье должно предшествовать привлечение иного лица по соответствующей статье КоАП РФ. Для квалификации деяний по ст.16.21 КоАП РФ помимо установления совершения привлекаемым к ответственности лицом конкретного действия, указанного в диспозиции статьи, достаточно установить факт:
- ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, с сокрытием от такого контроля, с обманным использованием документов или средств идентификации;
- их недекларирования или недостоверного декларирования;
- незавершения их таможенного оформления;
- предоставления в отношении них льгот по таможенным платежам;
- установления ограничений распоряжения и пользования ими в соответствии с условиями ввоза или заявленного таможенного режима.
Правовая оценка таких действий, как приобретение, хранение, транспортировка, пользование, распоряжение, содействие в сбыте, перечисленных в диспозиции данной статьи, должна даваться с учетом положений гражданского законодательства.
3. Субъектами ответственности по ст.16.21 КоАП РФ являются лица, совершившие с незаконно перемещенными, незаконно используемыми либо незаконно отчуждаемыми товарами и транспортными средствами действия, образующие объективную сторону рассматриваемого правонарушения.
Как правило, к ответственности по данной статье привлекается не лицо, непосредственно совершившее нарушение таможенных правил, подпадающее под признаки вышеперечисленных статей, - они и подлежат привлечению к ответственности по этим статьям, - а так называемое "третье лицо", совершившее с незаконно перемещенными, либо незаконно используемыми, либо незаконно отчуждаемыми товарами действия, предусмотренные диспозицией ст.16.21 КоАП РФ.
Это не исключает возможности привлечения по обоим статьям одного и того же лица. Так, например, распоряжение товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации помимо таможенного контроля, тем же лицом, которое их ввезло, влечет за собой ответственность для этого лица как по ст.16.1, так и по ст.16.21 настоящего Кодекса, поскольку первая распространяется на перемещение товаров через таможенную границу, а вторая охватывает совершение с ними действий на территории Российской Федерации.
Для определения надлежащего субъекта ответственности в ряде случаев необходимо устанавливать характер гражданско-правовых отношений между лицами. Так, в случае хранения на складе принадлежащим третьим лицам товаров, не прошедших таможенного оформления, ответственность может нести как владелец склада, принявшего товар на хранение, так и иное лицо, которое арендует этот склад, в зависимости от того, кто из них заключал договор хранения.