Неуплата в установленные сроки налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, -
влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от одной десятой до двукратного размера неуплаченных налогов и сборов; на юридических лиц - от одной второй до двукратной суммы неуплаченных налогов и сборов.
1. Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.16.22 КоАП РФ, выступает порядок уплаты налогов и сборов, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов на отдельные виды товаров и минерального сырья и сбора за таможенное оформление (далее - таможенные платежи).
2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в неуплате таможенных платежей в установленные сроки, а именно:
- в день принятия таможенной декларации, если после выпуска товаров установлено, что таможенные платежи по каким-либо причинам не уплачены либо уплачены не в полном объеме;
- в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей в случае предоставления отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей;
- в день, установленный таможенным органом для уплаты периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров.
Статья 16.22 КоАП РФ может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных платежей, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 или 2 ст.16.2 КоАП РФ, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье. Применение ст.16.22 КоАП РФ по факту неисполнения требования об уплате налога, направленного в порядке ст.70 НК РФ, также является обоснованным только в случае, когда обязанность по уплате таможенных платежей возникает не в связи с заявлением недостоверных сведений, влияющих на взимание таможенных платежей, а непосредственно в связи с направлением такого требования (например, при совершении действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы).
Плательщик таможенных платежей может осуществить авансовый платеж, то есть внести на счет таможенного органа, в котором будет производиться таможенное оформление, авансом суммы денежных средств, не идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретного товара или товарной партии. Авансовые платежи приобретают статус таможенных платежей в момент распоряжения ими плательщиком посредством подачи таможенной декларации или заявления о зачете авансовых средств в счет уплаты начисленных по таможенной декларации сумм таможенных платежей. При этом днем уплаты таможенных платежей является день принятия таможенной декларации или день принятия заявления об их зачете (Методические рекомендации по расходованию и возврату авансовых платежей, направленные письмом ГТК России от 7 мая 2001 года N 01-06/17752). Учитывая изложенное, привлечение лица к ответственности за неуплату таможенных платежей в установленные сроки при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка денежных средств, внесенных в качестве авансового платежа, и принятых таможенной декларации или заявления о зачете авансовых платежей нельзя признать обоснованным.
3. Субъектом нарушения таможенных правил, предусмотренного ст.16.22 КоАП РФ, является лицо, ответственное за уплату таможенных платежей. Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом или иным лицом в соответствии с ТК РФ (ст.118 ТК РФ). Так, исходя из смысла ст.72 ТК РФ ответственность за уплату периодических платежей при временном ввозе несет лицо, перемещающее товары. В случае перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации на основании внешнеторгового договора, заключенного во исполнение договора комиссии, ответственным за уплату таможенных платежей является комитент, поскольку сам договор комиссии внешнеторговым договором не является и не содержит основания для перемещения через таможенную границу Российской Федерации конкретной партии товара. Комиссионер в правоотношения с таможенными органами по поводу перемещения товаров не вступает.
Статья 118 ТК РФ содержит положение, согласно которому таможенные платежи вправе уплатить любое заинтересованное лицо. В этой связи следует отметить, что, реализуя свое право (но не обязанность) на уплату таможенных платежей, лицо не может быть привлечено к ответственности за их неуплату в установленные сроки.
Текст документа сверен по:
рассылка