Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, либо несоблюдение установленного порядка ведения учета, а равно представление недостоверной отчетности -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.16.15 КоАП РФ, является установленный порядок таможенного контроля в части ведения учета и представления отчетности.
Полномочия таможенных органов по проверке системы учета и отчетности установлены ст.180 ТК РФ, в соответствии с которой такая проверка является одной из форм таможенного контроля, проводимого в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также отдельных видов деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
2. Объективная сторона данного правонарушения может выражаться в совершении следующих отдельных деяний:
- непредставление отчетности;
- несвоевременное представление отчетности;
- представление недостоверной отчетности;
- несоблюдение порядка ведения учета -
либо в совершении совокупности таких деяний, что не влияет на квалификацию правонарушения.
В отличие от ст.265 ТК РФ, которой устанавливалась ответственность за непредставление отчетности о товарах и несоблюдение порядка ведения учета товаров, диспозиция рассматриваемой статьи не упоминает товары в качестве предметов правонарушения, что позволяет сделать вывод о том, что ее действие распространяется на широкий спектр объектов учета и представления отчетности, которыми могут быть товары, транспортные средства, а также определенные виды деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.
В ст.16.15 КоАП РФ указывается, что она применяется в случаях, предусмотренных таможенным законодательством. Следовательно, ответственность по ней наступает за перечисленные деяния только тогда, когда обязанность по ведению учета и представлению отчетности возложена на лиц ТК РФ или другими актами таможенного законодательства. В случаях когда таможенные органы самостоятельно устанавливают обязанность ведения учета и представления отчетности, применение данной статьи не может быть признано обоснованным.
В настоящее время ТК РФ установлены следующие обязанности:
- владельцев таможенных складов вести учет хранящихся товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах (ст.49 ТК РФ);
- владельцев магазинов беспошлинной торговли вести учет поступающих и реализуемых товаров и представлять отчетность об этих товарах (ст.55 ТК РФ);
- лиц, осуществляющих операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцев свободных складов вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых в свободных таможенных зонах и на свободных складах товаров и представлять отчетность об этих товарах (ст.82 ТК РФ);
- владельцев складов временного хранения вести учет и представлять отчетность о хранящихся товарах и транспортных средствах (ст.152 ТК РФ).
Конкретный порядок ведения учета и предоставления отчетности в каждом из вышеперечисленных случаев устанавливается ГТК России. Например, подробный порядок и форма ведения учета товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, а также периодичность и порядок представления отчетности о таких товарах установлены Положением о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденным приказом ГТК России от 23 июля 1999 года N 468; порядок ведения учета и представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, установлен Положением о временном хранении товаров и транспортных средств, утвержденным приказом ГТК России от 23 марта 2001 года N 290, а также разъяснен письмом ГТК России от 8 мая 2002 года N 01-06/18328 "О порядке учета товаров".
Учитывая, что приказами ГТК России одновременно установлены и порядок ведения учета, и порядок представления отчетности, при квалификации правонарушений необходимо четко определять, какое именно требование было нарушено. Например, в соответствии с требованиями п.31 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств владелец склада временного хранения обязан заполнить и представить в таможенный орган документ учета товаров на складе временного хранения в четырех экземплярах. Документ учета заполняется на каждую партию товаров и представляется в таможенный орган вместе с его электронной копией. При невыполнении владельцем склада временного хранения указанных требований он подлежит ответственности за несоблюдение порядка ведения учета товаров на складе временного хранения. Вменение нарушения порядка представления отчетности в данном случае неправомерно.
3. Субъектами данного правонарушения могут быть владельцы складов временного хранения, свободных складов, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах, то есть те лица, на которых таможенным законодательством возложена обязанность вести учет и представлять таможенному органу отчетность.