Нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.16.12 КоАП РФ, является порядок таможенного оформления, включающий в том числе сроки проведения соответствующих таможенных процедур.
2. Объективная сторона правонарушения заключается в представлении таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, с нарушением установленных сроков. При этом в отличие от ст.263 ТК РФ противоправным с точки зрения административной ответственности признается нарушение сроков представления таможенной декларации (документов, сведений), как определенных нормативными правовыми актами по таможенному делу, так и установленных таможенным органом в предусмотренном ими порядке.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст.16.12 КоАП РФ, образуют:
- нарушение сроков представления таможенной декларации;
- нарушение сроков представления документов, необходимых для таможенных целей;
- нарушение сроков представления дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей.
Общий срок подачи таможенной декларации определен ст.171 ТК РФ и составляет 15 дней с даты представления таможенному органу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Для отдельных категорий товаров ГТК России определены специальные сроки подачи декларации (например, приказ ГТК России от 12 мая 1994 года N 193 "Об организации таможенного оформления алкогольных напитков и табачных изделий в пограничных таможнях", указание ГТК России от 5 апреля 1996 года N 01-14/354 "О таможенном оформлении товаров, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов", приказ ГТК России от 6 октября 1999 года N 676 "О типовом порядке таможенного контроля и таможенного оформления товаров отдельной категории"). Указанные сроки исчисляются со дня представления товаров и транспортных средств таможенному органу в месте доставки. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (распоряжение ГТК России от 14 января 1994 года* N 01-14/47 "Об исчислении сроков, установленных ст.171 и 194 Таможенного кодекса Российской Федерации"). Несоблюдение указанных сроков образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст.16.12 КоАП РФ. При этом правонарушение начинается на следующий после истечения сроков подачи таможенной декларации день.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Дату принятия распоряжения ГТК России следует читать: "14 января 1999 года". - Примечание "КОДЕКС".
Одновременно с подачей таможенной декларации таможенному органу представляются документы, необходимые для таможенных целей. Согласно ч.3 ст.174 ТК РФ перечень документов, необходимых для таможенных целей, определяется ГТК России, однако на сегодняшний день единый перечень таких документов отсутствует. При оценке каждого документа в качестве необходимого для таможенных целей следует исходить из того, насколько его представление необходимо для выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом. Так, непредставление таможенному органу в согласованный с ним срок документов и дополнительных сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товара, выпущенного с временной (условной) оценкой, состав рассматриваемого правонарушения не образует, поскольку не препятствует выпуску товара, а только служит основанием для проведения корректировки таможенной стоимости.
Обязанность декларанта представить дополнительные сведения возникает в силу требования таможенного органа об их представлении, например, для проверки информации, содержащейся в таможенной декларации. Следует иметь в виду, что дополнительные сведения, запрашиваемые таможенным органом у декларанта, должны быть формализованы в виде конкретного документа, в связи с чем выделение в диспозиции статьи дополнительных сведений в качестве самостоятельного элемента не должно создавать ошибочное впечатление о том, что эти сведения могут представляться устно.
3. Субъектом правонарушения, выражающегося в нарушении сроков подачи таможенной декларации, является лицо, перемещающее товары через таможенную границу Российской Федерации. Таможенный брокер в силу своего статуса посредника между лицом, перемещающим товары, и таможенным органом не несет ответственность в соответствии с рассматриваемой статьей независимо от того, своевременно ли заключен договор на оказание услуг по производству таможенного оформления и переданы документы, необходимые для подачи таможенной декларации. За неисполнение своих договорных обязательств он отвечает только перед лицом, перемещающим товары, которое вправе предъявить к нему требование о возмещении причиненного ущерба.
За нарушение сроков представления документов или иных сведений, необходимых для таможенных целей, к ответственности привлекается декларант.