Недействующий

О направлении Методических рекомендаций (не применяется с 1 января 2004 года на основании письма ГТК России от 24.12.2003 N 01-06/50210)

Статья 16.13. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа


Транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка, принятие для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, взятие проб и образцов таких товаров либо вскрытие помещений или других мест, где могут находиться указанные товары и (или) транспортные средства, без разрешения таможенного органа -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

1. Объектом нарушения, предусмотренного ст.16.13 КоАП РФ, является порядок таможенного контроля и таможенного оформления в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

2. Объективная сторона данного нарушения таможенных правил заключается в невыполнении требований ст.134, 135, 142 и 195 ТК РФ, согласно которым транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка, взятие проб и образцов, принятие к перевозке товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе таможенное оформление которых не завершено, а также вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары и транспортные средства, могут производиться только с разрешения таможенного органа.

С учетом положения ч.5 ст.192 ТК РФ о том, что таможенный контроль в отношении вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств завершается в момент пересечения ими таможенной границы Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что при вывозе обозначенные выше требования, несмотря на таможенное оформление товаров, должны соблюдаться вплоть до самого пересечения границы.

Следует обратить внимание на то, что в диспозиции данной статьи, которая практически полностью повторяет диспозицию ст.260 ТК РФ, дается исчерпывающий перечень действий, образующих объективную сторону правонарушения.

На практике может возникнуть вопрос о разграничении состава данного правонарушения с составом нарушения таможенных правил, предусмотренного ст.16.21 КоАП РФ, в части транспортировки товаров и транспортных средств.

Необходимо учитывать, что рассматриваемые статьи предусматривают ответственность за транспортировку товаров и транспортных средств, обладающих различным статусом: находящихся под таможенным контролем (ст.16.13) и таможенное оформление которых не завершено (ст.16.21). При этом статус имущества, таможенное оформление которого не завершено, можно признать более специальным, поскольку таможенный контроль может осуществляться не только в период проведения таможенного оформления товаров и транспортных средств, но также до и после его завершения. Таким образом, любые товары и транспортные средства, таможенное оформление которых не завершено, находятся под таможенным контролем, но не наоборот.

В связи с изложенным ст.16.13 КоАП РФ, как более общая, может применяться только в тех случаях, когда таможенное оформление товаров еще не начато либо уже завершено.

Привлечение лиц к ответственности по рассматриваемой статье не исключает, а зачастую прямо сопряжено с применением в совокупности ст.16.11 КоАП РФ.

3. Субъектом правонарушения по данной статье, как правило, является перевозчик, что, однако, не исключает возможность привлечения к ответственности и иных лиц, совершающих действия, указанные в диспозиции статьи (декларант, владелец склада временного хранения, получатель и т.д.).